Лошадиные бега – Отъезд из Симферополя

Заботясь о благе Крыма, губернатор Казначеев решил организовать в Симферополе лошадиные бега. Этим он хотел способствовать тому, чтобы татары уделяли больше внимания разведению лошадей и уходу за ними. Первые бега были назначены на 13 октября, но погода не позволила провести праздник именно в этот день. В прошлые века татарские лошади пользовались большой известностью, но вот уже лет тридцать, как породы европейских лошадей существенно облагородились, и такие страны, как Англия, Франция, Испания, Германия, Россия, Венгрия и Трансильвания поставляют всему миру лошадей редкой красоты. Татарские лошади не могут им составить конкуренцию. И все же крымские лошади еще и сегодня отличаются особой ловкостью и азартом…

Наконец, погода улучшилась, и была назначена окончательная дата лошадиных бегов. Специально для этих соревнований был построен ипподром с широкой ареной, амфитеатром для зрителей и ложами для дам и для судей. Главный приз представлял собою серебряную вазу стоимостью в 1500 франков. Все лошади, допущенные к бегам, были чисто татарской породы.

Несмотря на то, что подобные соревнования проводились в Крыму впервые, к тому же еще и в разгар ежегодной ярмарки, порядок на соревнованиях был идеальный. Торжественность события соответствовала обстоятельствам. Зрелище понравилось знати и простому крымскому люду. Да и могло ли быть иначе? Деятельная натура Казначеева, его особая предрасположенность к Крыму, его большие познания и опыт являлись залогом полного успеха данного мероприятия. Присутствие важных персон и местного бомонда в большой степени оживляло это событие. Здесь я познакомился с полковником Синявиным, сыном адмирала, командующего в свое время русской эскадрой на Средиземном море…

В мои намерения входило посещение Одессы, но там разразилась эпидемия чумы, и я был вынужден отправиться в Феодосию с ее чистыми улицами и удобным жильем, чтобы там переждать зиму и первым же транспортом отплыть в Малую Азию…

Феодосия

Уже целый месяц как в Феодосии стояла ужасная погода: постоянно шел дождь, падал снег и все это сопровождалось сильным, пронизывающим ветром… Как только в этой погоде появлялись просветы, я отправлялся на изучение города, в котором проживает около четырех тысяч жителей. Судя по остаткам крепостных стен, древняя Кафа занимала обширную территорию. Развалины крепости на востоке города, крепкие башни и холм, охватывающий полукругом современную Феодосию, свидетельствуют о былом величии Кафы…

Когда-то в этом городе насчитывалось двенадцать греческих церквей, тридцать две армянских и одна католическая церковь. Сегодня здесь остались только две греческие церкви, одна католическая, одна синагога и несколько мечетей. Город выглядит намного чище Симферополя. Дома, хоть и менее просторные, чем столичные, все же очень удобны и ухожены. На главных улицах везде проложены тротуары. Феодосийский порт принимает сотни кораблей, а карантинная служба поставлена просто отлично…

Я посетил военный госпиталь Феодосии. Его помещения довольно просторны, а сам госпиталь управляется с разумной экономией средств. Командующий феодосийским гарнизоном полковник Муратьев любезно вызвался сопровождать меня во время посещения военного госпиталя, который во всех отношениях может служить примером для других госпиталей: идеальная чистота, очень рациональное распределение помещений, рядом – аптека и склад с приличным запасом постельного белья, больничных халатов и обуви…