Экскурсия на Южный берег Крыма. Кучук-Ламбат (часть 1)
Погода благопрятствовала тому, чтобы посетить самую красивую часть полуострова – Южный берег Крыма. Я выписал себе подорожную на две лошади с седлом и татарского проводника. Иностранцам, которые хотели бы совершить данную экскурсию, я бы посоветовал запастись седлом и нанять в Симферополе за три дуката на десять дней ( столько приблизительно длится это путешествие ) татарина-проводника. Также неплохо было бы захватить с собой замшевую шкуру, подушку и бурку, что составит прекрасный постельный комплект для ночлега. Немного ветчины, кусок сыра и несколько бутылок вина никогда не помешают в дороге.
Увы, что касается меня, то я запасся только буркой и сильно раскаялся в том, что не подготовился как следует к путешествию.
Итак, 2 октября утром я покинул Симферополь на почтовой телеге, следующей только до Алушты. Сначала мы ехали вдоль Салгира, протекающего по очень миленькой долине. Дорога здесь довольно приятна. Часто встречаются отдельные домики, сады и плантации табака. Впереди высится Чатыр-Даг, самая высокая гора в Крыму. В десяти верстах от города горы начинают сближаться с двух сторон. Слева виднеется загородная резиденция бывшего губернатора Крыма господина Перовского. Это место очень ухожено, во всем чувствуется вкус владельца усадьбы. Около пяти небольших построек связаны друг с другом… Мне сказали, что в одном из этих домиков хозяин ужинает, в другом спит, в третьем работает в своей библиотеке, а другие служат остальным нуждам.
Подъезжаем к первой почтовой станции, где нам должны поменять лошадей. Станция расположена в татарской деревушке Чафкала. Однако здесь меня ждала неприятная новость: все десять лошадей, находящиеся в резерве этой станции, были отданы адъютанту императора Николая, который выехал два часа тому назад по той же самой дороге. С большим трудом в деревне нам все же удалось найти две плохонькие лошаденки с седлами в еще худшем состоянии. Одним словом, нам достались настоящие клячи. Несмотря на все это, моему татарину-проводнику удалось мощными ударами кнута заставить бедных животных довольно резво передвигаться.
После Чафкалы дорога незаметно поднимается до самого подножья Чатыр-Дага. Вскоре мы оказывемся в обширном лесу. Здесь добывают древесину для строительства и обогрева жилья. Подъем становится круче. Мне очень хотелось добраться до вершины Чатыр-Дага, откуда открывается прекрасный вид на Крым до самого Перекопа. Но была большая облачность, и я отказался от своей затеи.
Через некоторое время мы проехали татарскую деревню Шума и начали спуск в очень живописную долину с видом на море. Показалась деревня Алушта. Здесь находится последняя почтовая станция для смены лошадей. Алушта расположена на берегу моря в сорока пяти верстах от Симферополя. Во времена царствования византийских императоров это был торговый город, основанный императором Юстинианом. Сегодня здесь расположена большая татарская деревня с остатками римских оборонительных сооружений…
Именно с Алушты начинается Южный берег Крыма… Первым делом я посещаю местечко Кучук-Ламбат, которое было впервые упомянуто Скимносом еще в сто пятидесятом году до нашей эры. Сегодня эта татарская деревня принадлежит сенатору Бороздину, бывшему губернатору Тавриды. Удобная вилла с открытой галереей, расположенная в красивом парке с тысячью самых разнообразных цветов, свидетельствует об утонченном вкусе гостеприимного хозяина усадьбы. Маленькая бухточка, укрытая со всех сторон высокими горами, может обуздать любой шторм. Парк плавно спускается прямо на берег этой бухты…
Бороздин, объехавший почти всю Европу, не пожалел ни средств, ни времени, ни огромных усилий на то, чтобы превратить это место в райский уголок. Я имел честь познакомиться с господином Бороздиным в Симферополе. Еще тогда он любезно пригласил меня в свое имение, и я с удовольствием принял его приглашение. Будучи в Кучук-Ламбате, я удостоверился в высшей степени утонченных манерах этого подчеркнуто вежливого господина, долгое время вращавшегося в высших кругах французского двора.
Сразу же по прибытии на виллу меня проводили в салон, где за столом собрались семьи Мещерских и Бороздиных. Господин Бороздин, без тени притворства, принял меня с большой теплотой и искренностью, совсем не так как некоторые невоспитанные выскочки, которые не способны расположить к себе гостя. Я был представлен князю и княгине Мещерским, а также очаровательной сестре княгини, урожденной Голициной. Мещерские прибыли сюда за два часа до моего приезда. Они направлялись в имение княгини Голициной, расположенное в нескольких лье от Кучук-Ламбата…
Чтобы не злоупотреблять гостеприимством господина Бороздина, я намеревался на следующий день встать очень рано, осмотреть прекрасный парк и продолжить свое путешествие по Южному берегу Крыма. Но, признаюсь, не смог устоять перед настоятельной просьбой всего общества остаться на обед следующего дня и приятно провести время, в том числе и в компании госпожи Казначеевой, которая намеревалась прибыть именно к этому часу. Затем все гости вместе со мной планировали отправиться на ночлег в Гурзуф…