Сегодня Феодосия пребывает в лихорадочном ожидании постройки железной дороги, которая свяжет ее с центром империи и поможет вместе с возвращением ей древнего имени вернуть и былую славу торгового города. В связи с этим в Феодосии быстрыми темпами идет строительство новых домов, а цена жилья всего лишь за год подскочила вдвое.

Сможет ли город добиться своей цели? На мой взгляд, местоположение керченского порта более удачно для создания там мощной торговой базы. Нельзя также забывать и о крупном торговом порте Севастополе. Касаясь последнего, иногда упоминают о возможности замерзания зимой части Севастопольского рейда. Однако подобное явление случается на всем побережье Крыма и настолько редко, что даже не стоит и говорить об этом. Что касается железной дороги, то она изменит жизнь всего полуострова, связав между собой, кроме всего прочего, Севастополь, Феодосию и Керчь. Это укрепит Крым перед угрозой любой возможной военной атаки.

Сегодняшняя Феодосия – это красивый городок, насчитывающий 8000 жителей. Его население может быстро удвоится в течение ближайших нескольких лет.

Еще в античные времена Феодосия вела большую торговлю с Грецией. Царь Левкон, захвативший город, дал ему имя своей сестры. Здесь была колония выходцев из Милета. Сам царь и его потомки ограничились при своем правлении Феодосией и Пантикапеем титулом архонта. Этим они, вероятно, пытались умилостивить обидчивых греков. Поэтому и называли себя царями синдов, меотов, торетов и дандариев (древние племена на восточном и юго-восточном побережьях Азовского моря, от переводчика).

Известно, что из Феодосии экспортировалось большое количество зерна. В 360 году до нашей эры из-за большого неурожая зерновых в Греции Левкон отправил в дар афинянам 2.100 000 медимнов (один медимн равен 41 литру, от переводчика) зерна пшеницы. Это был по-настоящему царский подарок, объем которого доходил до 1.092 000 гектолитров (один гектолитр равен 100 литрам, от переводчика), а стоимость, по сегодняшнему курсу составляля 20 миллионов франков.

Таким количеством зерна можно было кормить население всей Аттики в течение целого года. Поэтому признательные афиняне присвоили Левкону и его детям титул гражданина Афин. Как утверждали многие известные исследователи, такие как Паллас, Келер, Керпен, Дюбуа де Монпере и другие, в античной Тавриде торговали тем же, что и сейчас, в современном Крыму, поэтому полуостров с его исключительным плодородием, о чем упоминал сам Страбон, может быстро возродить свою торговлю, обретя современные транспортные коммуникации.

Кстати, Страбон также рассказывал о скифах-кочевниках, воюющих со скифами-земледельцами, построившими мощные укрепления, об остатках которых мы уже говорили ранее.

Эти кочевники и земледельцы являли собою два основных элемента местного населения, представленных вплоть до сегодняшнего дня следующими видами продукции собственного производства: бараньей шерстью, зерном, солью и рыбой.

Северный Крым можно поделить на две зоны: западную и восточную; вторая начинается с крупной реки Салгир, исток которой расположен у подножья горы Чатыр-Даг. Западная часть представляет собою огромную, местами солончаковую степь, покрытую великолепными пастбищами и прекрасными плодородными землями, на которых выращивают пшеницу.

К югу от этой зоны вдоль речек Бельбек и Кача протянулись нескончаемые фруктовые сады. В восточной степной части также находится большое количество пастбищ и земель, пригодных для выращивания пшеницы, однако здесь ощущается острая нехватка рабочих рук. Поэтому желательно организовать здесь колонии-поселения. Можно пригласить сюда иностранцев. Что касается последних, то в России уже существует прекрасный пример нравственного и материального расцвета подобных колоний. Речь идет о немецких поселениях в районе Мелитополя на берегах Азовского моря.

Что касается материального расцвета, то обработанные земли колонистов не перестают вызывать наше восхищение. В нравственном смысле эти люди заслуживают быть в первых рядах самых преданных подданных России. В последней войне (речь идет о Крымской войне 1853-1856 годов, от переводчика) они добровольно следовали за обозами русских раненых солдат, оказывали им помощь, брали к себе домой на постой и лечение, предоставляя в распоряжение пострадавших все, чего те только ни пожелают. Эти колонисты показали яркий пример христианского милосердия и верноподданичества. Остается только пожелать, чтобы количество таких поселенцев в Крыму смогло бы постоянно увеличиваться…

Можно с уверенностью утверждать, что с постройкой железной дороги в Крыму его население возрастет и полуостров вновь обретет былую славу.