Паровое судно нам очень пригодилось: оно аккуратно буксировало наш плавающий дворец, благодаря чему мы прибыли в Севастополь уже утром 10 июня. Севастопольский порт великолепен: природа щедро постаралась для этого. Глубокий рейд со входом, достаточно широким для обеспечения навигации и маневрирования кораблей и вместе с тем в меру сжатым для обороны и для укрытия от капризов бушующего моря. На вооружении портовых бастионов находятся триста пятьдесят пушек и скоро к ним прибавят еще тридцать бомбических пушек.

Этот вход ведет в несколько внутренних портов, созданных разнообразными бухтами, предоставляющими возможность выбора наиболее оптимального места стоянки в зависимости от времени года и других обстоятельств. Повсюду прекрасное илистое дно и одинаково ровная, даже у берега, глубина. Весь этот комплекс можно сравнить с ветвистым деревом. Он похож на мальтийский порт, но у него более протяженный канал и более обширное пространство, что позволяет принимать эскадру с неограниченным количеством кораблей.

Это одно из самых красивых морских мест.<…> Сегодня военно-морскими силами Севастополя командует контр-адмирал Кумани. Это пелопонезский грек, выросший в России. Именно под его командованием в последнюю турецкую компанию был захвачен порт Сизополи, что позволило России оборудовать базу в Бургском заливе. Кумани показался мне умным и решительным человеком.<…>

Город Севастополь был основан только после присоединения Крыма к России. До этого здесь было пустынное место. Сегодня все жители города прямо или косвенно связаны с морской службой. Вышедшие в отставку офицеры и матросы тоже обосновались здесь. Население города вместе с экипажами кораблей и сухопутным гарнизоном составляет около 30000 человек.<…>

В четырех верстах от Севастополя на Южном берегу на возвышенности расположены остатки древнего города Херсона. Они не представляют из себя ничего примечательного: только черепки и ни одного произведения искусства. Недалеко от Херсона находится место, которое в древности называли мыс Парфенон. Здесь, согласно легенде, был сооружен храм Дианы, в котором жрица Ифигения приносила в дар богине человеческие жертвы.

Сегодня на этом месте высится греческий монастырь Святого Георгия. Несколько лет назад русское правительство дало указание здешнему архиепископу начать поиски точного места расположения храма. Добрый архиепископ начал выполнять это указание, но его усилия не увенчались успехом. Он отослал отчет, заметив,что не разделяет такой большой интерес правительства к древнему языческому храму и что нет ничего лучше, чем наличие на этом месте прекрасного монастыря, где многочисленная братия воспевает каждый день хвалу Господу.

Да, в этом краю археология как наука лишь только начинает развиваться.<…>

Я выразил желание подробно ознакомиться с Крымом, и граф Воронцов любезно согласился разработать мой маршрут, а также сопровождать меня по нему. В Севастополе я попрощался со своими спутниками, которых позже должен был вновь встретить на Южном берегу, и продолжил свое путешествие в компании с графом Воронцовым, князем Михаилом Голицыным, маршалом Башмаковым и доктором Сенгом.<…>

Утром 13 июня мы отправились в Симферополь.<…>

Симферополь, сегодняшняя столица Тавриды, резиденция губернатора и властей, расположен посреди степи. В нем проживают от пяти до шести тысяч человек. Старая часть города похожа на маленький поселок европейского типа, новая часть состоит из красивых домов, слишком удаленных друг от друга.<…> У каждого симферопольского дома есть свой сад, поэтому они больше похожи на загородные дачи, чем на городские постройки. Понадобится еще много лет, прежде чем эти кварталы приобретут вид настоящего города. Губернатор Тавриды Казначеев (… Александр Иванович, губернатор Тавриды с 1829 по 1837 год.) показался мне очень усердным и любезным человеком. Он принял меня наилучшим образом и сопровождал вплоть до конца путешествия.

Я посетил работы по рытью одного из артезианских колодцев. Вода уже подступала к поверхности. Для того, чтобы она забила ключом, решили продолжить бурение. Уровень воды сначала понизился, а затем вернулся к прежней отметке. Все говорит о том, что местность в Крыму благоприятствует обустройству артезианских колодцев. Это большое благо дает возможность обеспечить водой степные районы.<…>

Нас поселили в очаровательном поместье, расположенном в полутора верстах от Симферополя. Оно было построено и озеленено губернатором Тавриды М. Нарышкиным (Нарышкин Дмитрий Васильевич, губернатор Тавриды с 1823 по 1829 год), а теперь принадлежит графу Воронцову. Одной из привлекательных особенностей новых имений в Крыму является то, что те, кто их строил, много путешествовал по миру и пользовался при их постройке лучшими архитектурными моделями в соответствии с местными особенностями. В результате эти постройки оказались не только элегантны, но и очень удобны. Таким я увидел дом М. Воронцова с его прекрасно разбитым садом и чудесными деревьями.