История г.Феодосии конца XVIII – начала ХХ в. характеризуется динамичностью демографических процессов. Это время административных преобразований, поисков оптимальной модели развития города, чередования периодов упадка, относительного застоя и бурного экономического роста.

В 1783 г. Крымский полуостров стал частью Российской империи. Феодосия в 1784 – 1796 гг. находилась в составе Таврической области, где с 1787 г. была уездным центром. Следующие шесть лет город входил в Симферопольский уезд Новороссийской губернии. С октября 1802 г. Феодосия – уездный город Таврической губернии. Наряду с этим, в 1804 – 1837 гг. существовало особое Феодосийское градоначальство.


А. де Палдо. Кафа. Гравюра. Начало 19-го века. Опубликована: Сумароков, 1805

Население города было многонациональным. В разное время здесь численно преобладали крымские татары, греки, русские. Сведения о количестве и составе жителей Феодосии в конце XVIII – начале ХХ в. довольно часто встречаются в специальной исторической, справочной, мемуарной литературе Данные литературных источников не всегда абсолютно достоверны. Так, обычно не учитывалась численность военнослужащих частей феодосийского гарнизона, количество лиц, находившихся в карантине, других категорий временных жителей. То есть в самом городе обычно находилось людей больше, чем официально числилось в составе его населения. Но в совокупности своей такие данные довольно точно отражают динамику демографических процессов и демографическую ситуацию в Феодосии в целом.

В конце XVIII в. политические и социально-экономические реалии обусловили глубокий упадок Феодосии (это название официально употреблялось с февраля 1784 г.), утратившей значение одной из ведущих торговых гаваней и важного политического центра Северного Причерноморья. Жители покидали город. По замечанию академика П.С.Палласа в 1793 – 1794 гг. здесь было лишь несколько небольших жилых кварталов [20, c.47]. Не вошедшая в число штатных городов Новороссийской губернии Феодосия была восстановлена в статусе города в феврале 1798 г. при учреждении в Крыму порто-франко [7, c.695]. Но опыт порто-франко (1798-1799 гг.) оказался неудачным, преимущества свободной торговли не привели к изменению ситуации в городе [10, c.42]. В 1799 г. П.И.Сумароков насчитал здесь «до ста небольших только и худо построенных домиков», в которых обитали «вновь пришлые уже греки, армяне и жиды караимы»[25, c.59-60]. В 1800 г., по замечанию Э.-Д.Кларка, население «некогда цветущей Кафы» состояло из пятидесяти семей [31,р.305].

Дюбуа де-Монтпере. Феодосия. 1832-1833 годы

Стремительный рост численности населения Феодосии в начале ХІХ в. связан с учреждением градоначальства, наделением различными льготами и привилегиями. Следствием этого стал непродолжительный период расцвета города в качестве одной из главных торговых гаваней Новороссийского края. Численность горожан в эти годы увеличивалась, в основном, за счет переселения из других мест. Многие феодосийцы были выходцами из-за пределов Российской империи, причем часть жителей сохраняла иностранное подданство. Наиболее многочисленной группой населения с конца XVIII до середины ХІХ в. были греки