В начале XX в. продолжались поиски способов получения пресной воды. Так, архимандритом о. Мурадяном велись работы по созданию «водопровода с дебетом 50 000 ведер воды в сутки по древней Ассиро-Вавилонской системе, несомненные следы которого в городе Феодосии подробно <…> осмотрены» [64]. Феодосийцы Килиус и Дуранте предлагали городу покупать воду, добываемую заводчиками «путем устройства штолен в своем имении близ «Шах-Мамай» [65].
Конденсатор Зибольда, схема
Феодосийский лесничий Ф. И. Зибольд в 1905–1913 гг. проводил опыты по конденсации атмосферной влаги [66]. Были построены малый опытный (возле метеорологической станции в феодосийском лесничестве) и большой (на вершине г. Тепе-Оба) конденсаторы. Каменная чаша последнего сохранилась. Она сложена из известняка на гидравлической извести, круглая в плане, диаметром – 20 м. Края приподняты в виде каменной стенки, дно – воронковидное, от центра к борту проложен выводной желоб. Бассейн был покрыт слоем бетона, толщиной 15 см, и заполнен крупной береговой галькой, уложенной в виде усеченного конуса (высота – 6 м, диаметр верха – 8 м). 0бъем галечного заполнения чаши составлял 307,338 м³. Капельки росы, оседая на гальке, стекали на дно конденсатора и по желобу выводились наружу к трубе. Строительство большого конденсатора завершилось в 1912 г. В течение нескольких месяцев, по замечаниям современников, он давал до 36 ведер (442,78 л) воды в сутки. Изыскания Ф. И. Зибольда проводились при содействии города, феодосийского уездного и таврического губернского земств, лесного департамента, отдела земельных улучшений главного управления землеустройства и земледелия, комитета по портовым делам министерства торговли и промышленности.
По мнению Ф. И. Зибольда конденсация водяных паров воздуха лежала в основе древней системы водоснабжения города; на склонах г. Тепе-Оба он насчитал до 10 «щебневых куч-конденсаторов» [67]. К сожалению, дальнейшие исследования не подтвердили эту гипотезу. В 1934 г. археологическая экспедиция Государственной Академии Истории Материальной Культуры «не смогла установить каких-либо признаков специальных гидротехнических сооружений» [68].
Международные комплексные исследования 1993-1996 гг. показали, что Ф. И. Зибольд принял за древние конденсаторы насыпи курганов некрополя античной Феодосии [69]. На практическое водоснабжение города работы Ф. И. Зибольда не повлияли.
В начале XX в. поиски пресной воды привели к открытию феодосийских лечебных минеральных вод [70]. В 1904 г. была обнаружена вода «Паша-Тепе» («Феодосия»), а в 1913-1915 гг. – «Кафа» («Крымский Нарзан»).
Таким образом, в конце XVIII — начале XX в. водоснабжение было одним из наиболее важных аспектов жизни г. Феодосии. Долгое время единственным источником пресной воды оставалась средневековая гидротехническая система, в основе которой лежало использование водных ресурсов ближайшей округи города. Но постепенно старинный водопровод приходил в упадок. Попытки реанимировать его, или создать на базе существовавших гидротехнических сооружений новые системы не улучшили водоснабжение Феодосии. В 70-е — первой половине 80-х гг. положение стало катастрофическим. Строительство в 1887-1888 гг. Феодосийско-Субашского водопровода гарантировало городу, ежесуточно, до 50 000 ведер питьевой воды отличного качества. Но стремительное развитие Феодосии в конце XIX – начале XX в. вновь обострило водную проблему, несмотря на дополнительный приток в город воды ключей Кошка-Чокрак. В начале XX в. разрабатывались проекты расширения Феодосийско-Субашского водопровода. В то же время продолжались поиски новых источников пресной воды, в том числе и нетрадиционными способами.