Реализуя грандиозные планы императрицы Екатерины Второй, русские, захватив Крым и построив там один из лучших военных портов Европы, в короткий срок создали по-настоящему боеспособный флот, который может за двадцать четыре часа достичь Константинополя… Сам российский Черноморский флот представлен боевыми судами Севастополя, а также флотилией, базирующейся в Николаеве. Эта флотилия включает в себя около восьмидесяти канонерских лодок, многие из которых находятся в негодном состоянии.

Что касается Севастополя, то здесь базируются четырнадцать линкоров и пять фрегатов. Состояние некоторых из этих кораблей вызывает опасение за их будущее…На российском флоте принято, что каждое корабельное орудие обслуживают десять человек. Половину экипажа корабля составляют матросы, остальная часть формируется из морской пехоты, артиллеристов и сухопутных пехотинцев. Не обладая серьезным торговым флотом, Россия лишена возможности создания опытного матросского резерва. Что касается офицерского состава, то его подготовка заметно лучше, чем у рядовых матросов. Среди морских офицеров немало иностранцев. Между флотом и сухопутными силами существуют постоянные разногласия.

Черноморский флот непосредственно подчиняется не адмиралтейству Петербурга, а адмиралу маркизу де Траверсе, штаб которого расположен в Николаеве. Француз маркиз де Траверсе, блестящий морской офицер, уже много лет находится на службе у России. Это подвижный человек, с ясным умом и большими организаторскими способностями. Он просто фонтанирует новыми идеями. Все, кто служит под его началом, боготворят своего командира. Та доброжелательность, с которой де Траверсе принял меня, говорит о том, что маркиз не забыл откуда он родом.

Хочу привести здесь имена некоторых высших офицеров Черноморского флота:

  • В Николаеве и Севастополе это — контр-адмирал Призман, англичанин, начальник Николаевского порта, контр-адмирал Пустошкин, командующий севастопольским парусным флотом, капитан Бардака, грек, начальник Севастопольского порта.
  • В Одессе это – господин де Ришелье, француз, генерал-губернатор Новороссии, генерал Кобли, англичанин, градоначальник Одессы.
  • В Херсоне – генерал Хартинг, голландец, командующий инженерными войсками на Черном море и на Кавказе, генерал Мейден, немец, командующий портовой артиллерией Херсона и всего Крыма.
    В Кафе – генерал-губернатор, шотландец Феншоу.

Хочу также добавить, что принадлежность к Франции была самой лучшей моей рекомендацией для всех российских офицеров и матросов Черноморского флота…

Инкерман, прозванный греками Теодори, был когда-то процветающим городом. Формалеони считал его древним Стеносом (Формалеони том II стр 263). В окружающих Инкерман горах сегодня можно обнаружить большое количество пещер. Полагают, что это дело рук греческих монахов (Паллас том II стр 72). Сегодня в этих пещерах оборудованы пороховые склады. Надо отметить, что такие же пещеры встречаются и в других местах Крыма. Мангуп, расположенный высоко в горах на берегу реки Кабарда, ранее тоже был процветающим городом. Незадолго до присоединения Крыма к России в нем проживали татары и евреи. Сейчас здесь абсолютно пустынно.

Балаклава, ранее Сюмболон и Чембало, находится на юге полуострова рядом с мысом Айа. Этот город, основанный, по всей видимости, греками, а затем возрожденный генуэзцами, сегодня находится в запустении. Здесь размещается греческий батальон российской армии… Балаклавская бухта достаточно глубока и защищена от ветров. Внутри бухты почти не бывает волнения. Вход в Балаклавский порт настолько узок, что корабли могут заходить сюда только по-одному…

У входа в бухту на высокой горе расположена старая генуэзская крепость с высокими стенами и оборонительными башнями. Надо заметить, что все крупные греческий и генуэзские укрепления в Крыму возводились на крутых, недоступных скалах