На протяжение всей своей истории Феодосия притягивала к себе лучших людей разных национальностей. В том числе и французов. Одним из них являлся доктор Граперон Иван Иванович. Родился он в 1774 году в г. Орлеане во Франции. Учился на медицинском факультете Парижской Академии и, как врач, приобрел репутацию еще на родине. В 1809 году по рекомендации Наполеона он был приглашен на русскую службу по контракту. Недолгое время прослужив в столице, Граперон, по личному прошению перевелся в Крым, работал в воинских лазаретах Феодосии, Севастополя и Евпатории. В 1821 году Граперон стал главным медицинским чиновником Феодосийского карантина. Именно в этом году он послал в Медицинское общество Марселя сообщение о своем открытии в области борьбы с чумой.
Феодосия, 30 ноября 1821 г.
Я прибыл в Крым именно тогда, когда здесь свирепствовала чума. Губернатор этого края, человек очень образованный, понимал важность окуривания зараженной местности. Именно он помог мне достать нужные химикаты, так как в то время те области, где производили серную кислоту и марганец, были оккупированы французскими войсками. Я давно задумывался над серой, веществом, широко используемым в торговле, и очень хорошем дезинфицирующем средстве. Однако медлительность ее горения представляла собою главное препятствие на пути использования этого химиката. Я решил соединить серу с селитрой. Экспериментальным путем я вычислил нужную пропорцию для быстрого и непрерывного горения этого состава: пятая часть селитры и четыре пятых серы.
Порошковую смесь я расплавил и залил в бумажные кульки. После охлаждения получились конусы весом в унцию каждый, легко поджигающиеся со стороны их верхушки. Я рекомендовал сжигать один конус на один кубический туаз (один туаз = 1,949 метра, прим. переводчика) воздуха, предварительно закрыв окна и двери помещения и развесив в нем все, что подлежит обеззараживанию. Такого рода дезинфекция была неоднократно применена многими людьми, в том числе, и татарами. После этого чума прекратилась.
Использование данного средства обходится очень дешево. В Крыму один конус стоит одну копейку, а во Франции – один сантим. Только в Феодосийском округе было сожжено 80 000 таких конусов. Полученный эффект был быстрым и ощутимым. Производство этих свечей не представляет никакой сложности, их транспортировка абсолютно безопасна, а их использование доступно каждому. Коническая форма свечи способствует малому выделению газа в начале ее горения, что дает время спокойно покинуть помещение и закрыть двери.
Как только человек заболевал чумой, его перевозили в лазарет, раздевали всех тех, кто находился в контакте с больным, мыли их водой с уксусом, одевали в новые одежды, а старые подвергали дезинфекции внутри зараженного дома. Количество свечей зависело от количества кубических туазов воздуха в каждой комнате данного дома. Очень редко после такой процедуры эти люди заболевали.
Иногда я предписывал тем, у кого особо высок риск заражения, принять внутрь серный порошок.
Эффект от этих обкуриваний серно-селитровой смесью был настолько значителен, что после соответствующих докладов гражданского и военного губернаторов провинции, Его Императорское Величество захотели наградить меня. В связи с этим, я посчитал своим долгом побыстрее обратиться в Медицинское сообщество Марселя с описанием моего метода в надежде быть полезным