Посередине пути на Ускут в районе далеко выдвинутого в море мыса расположена хорошо сохранившаяся древнегреческая башня, которую татары прозвали Чобан-Кале ( Пастушья крепость ). Напротив деревни Ускут, находящейся на некотором расстоянии от моря, побережье образует довольно широкую бухту…В десяти верстах от Ускута в теплой, приятной долине раскинулась деревня Туяк с ее обширными полями, засеянными льном. Эта культура составляет большую часть дохода татарской семьи.

Узкая, крутая тропинка, следующая вдоль нескольких обрывов, ведет нас в деревню Кучук-Узень, расположенную вблизи моря у высокой горы под названием Кутилла. После этой деревни мы попадаем на холм Караул-Оба ( Сторожевой холм ). Такое название связано с тем, что здесь когда-то стоял казачий пикет. Часть холма недавно обрушилась.

Еще несколько часов ходьбы, и мы оказываемся в Алуштинской долине, отделяющей восточную часть Крымской гряды от западной, куда мы и направляемся. У самого подножья Чатыр-Дага раскинулся лес с многочисленными источниками, текущими по направлению к Алуште. Это поселение, расположенное на возвышении у берега моря, сохранило остатки древнегреческого укрепления. В те времена, когда Алушта была резиденцией епископа, здесь проживало довольно много народа. В глубине долины высится Чатыр-Даг, а к морю таррасами спускаются низкие татарские домики.

Татары имеют привычку пристраивать свои жилища к крутому скалистому склону. Таким образом, им нужно возвести только переднюю стенку. Плоская земляная крыша является местом для отдыха и ночлега в летние месяцы. Внутри дома основное пространство занимает очаг с дымоходом. Вместо мебели – ковры из грубой шерсти и несколько подушек.

У меня было письмо к старосте деревни. Этот добрый татарин угостил нас ужином с традиционными местными блюдами, выделил нам хороших лошадей и поручил своему брату быть нашим проводником в дальнейшем путешествии.

Пройдя вдоль берега моря некоторое расстояние, мы начали подъем вверх по очень узкой тропинке. Вокруг нас зияли пропасти, в глубине которых шумно плескалось море. Лошади с трудом находили места, куда они могли ступить своими копытами, и все же эти животные, привыкшие к таким дорогам, довольно уверенно продвигались вперед. Кстати, жители этого региона имеют небольшое поголовье буйволов, так как только эти сверхмощные животные способны вспахивать землю на окружающих полях.

Деревня Кучук-Ламбат обладает небольшим портом. Напротив нее высится Аю-Даг ( гора-Медведь ). Эта высокая гора местами покрыта растительностью. Аю-Даг стоит на море, к которому ведет очень крутой спуск. На труднодоступных скалах растут кусты земляники. В четырех верстах от Кучук-Ламбата расположена очень красивая греческая деревня Партенит. Здесь много садов, и в избытке растет орех. Все это орошается большим количеством источников.

Продолжая наш подъем в горы, мы попадаем в поселок Куркулет, пересекаем хребет, связывающий Аю-Даг с основной горной грядой, и спускаемся в прекрасную Гурзуфскую долину. Между двумя труднодоступными скалами протянулись остатки генуэзской крепости с ее батареями и бастионами. Виден фундамент круглой башни. Оборонительные сооружения в свое время спускались к морю, где очень остроумно между подводными камнями был сооружен надежный порт с небольшим искусственным молом.

Позади мыса Никита расположена одноименная деревня, далее среди лесов прячутся еще две бывшие греческие деревни Магарач и Массандра… Между Массандрой и Магарачом находятся остатки часовни, где в тени орехового дерева у источника с прохладной водой усталый путник может отдохнуть и утолить свою жажду. Для этого гостеприимный татарин оставил здесь деревянную миску.

После того, как мы миновали живописные окрестности деревни Дерекой, дорога устремилась в Ялтинскую долину. Раньше здесь, в основном, проживали греки. Сегодня деревня Ялта заселена небольшим количеством татар. Она обладает удобной бухтой, где оборудован карантин для редких судов. Прекрасная Ялтинская долина усыпана садами и окружена высокими горами, покрытыми густым лесом. Иногда тропинка ведет к вершинам гор, иногда резко спускается вниз, вынуждая нас обходить многие опасные места. Мы с трудом поспеваем за нашим проводником-татарином, который с легкостью косули смело перескакивает со скалы на скалу. В шести верстах от Ялты расположена деревня Аутка. В ней живут греки, которые, в основном, заняты сбором устриц. Здесь находится водопад Акар-Су…

Справа от нас тянутся горы. Мы оставляем позади себя три татарские деревни: Гаспру, Хорис и Мисхор. По дороге нам часто встречаются оливковые деревья и смоковницы. По мере приближения к Алупке пейзаж резко меняется, перед нами появляются картины хаоса: опрокинутые леса, скалы, надвинутые друг на друга, деревья, висящие над пропастью. Все здесь говорит путешественнику о беспорядке и разрушении.