Покинув Севастополь, мы прибываем на пароходе в Феодосию 12 мая в три часа пополудни… В нашем распоряжении – семь часов… Надо осмотреть город. Но куда направиться? Это вам не Ялта. В этом месте побережье абсолютно пустынно: нет ни деревьев, ни какой-либо растительности. Здесь по-настоящему дикая местность…

Феодосия – это большая деревня… На окружающих город холмах расположены крупные казармы. Рядом с ними, как и во многих других городах на побережье Черного моря, тянутся развалины крепостных сооружений, увенчанных генуэзскими башнями. Кто бы мог подумать, что летом эти пустынные пляжи заполняются толпами мелких служащих со всего Крыма, принимающих здесь морские ванны. Нет ни казино, ни театра, ни какого-либо другого развлечения. Нет также отелей европеского класса, лишь одноэтажные русские гостиницы, где персонал говорит только по-русски. Возможно, я ошибаюсь, но это то, что я почувствовал.

Феодосия, изолированная от остального мира, при отсутствии железной дороги мало привлекает иностранцев. И все же в этом городе есть очень любопытная достопримечательность, которую обязательно стоит посетить. Речь идет о мастерской знаменитого художника Айвазовского. Очарованный особой красотой местной природы, известный в России маринист построил в Феодосии на берегу моря очень красивый дом в греческом стиле. Здесь он проживает большую часть года. Остальное время художник проводит в Санкт-Петербурге.

Мастерская Айвазовского, расположенная позади дома, связана с ним внутренним переходом. У мастерской есть отдельный вход, который всегда любезно открыт для иностранных гостей. Здесь можно записать свои впечатления в специальной книге отзывов. Мастерская художника представляет собою огромную прямоугольную комнату, точнее, настоящий театральный зал со сценой и декорациями.

На стенах – несколько полотен мариниста: Бегство из Содома, Пожар в море, Буря, Прибытие флотилии Христофора Колумба к берегам Америки, Вид Неаполя. Эти картины, полные реализма и насыщенной цветовой гаммы с оттенками, свойственными русской школе, к которой нас приучили работы Верещагина, просто поражают посетителей мастерской. Кроме всего прочего, картины Айвазовского популяризируются с помощью гравюр и хромолитографии. В одном из отелей Тифлиса я видел репродукции картин Буря и Пожар в море.

Промежуточная комната между мастерской и жилой частью дома заполнена очень интересной коллекцией портретной живописи. Это галерея знаменитых людей России, артистов, писателей, ученых, политических и военных деятелей. Здесь много неизвестных для меня имен. Назову наудачу несколько: Аксаков, Катков, Рубинштейн, Игнатьев.

Наше посещение мастерской господина Айвазовского завершено. Мы возвращаемся поужинать на свой корабль. В это время к нашему причалу с другой стороны пришвартовался пароход из Батума “Ольга”. У нас оставалось еще немного времени, и мы решили прогуляться по набережной. Сразу же нам на глаза попался ярмарочный балаган с изображениями морских чудовищ. Балаган расположен рядом с оптическим музеем Паноптикумом. Нам захотелось посмотреть представление, на которое барабан хозяина зазывал посетителей, но большая толпа у входа, состоящая из неопрятных мужиков, татар и нескольких солдат, напрочь отбила нам всякое желание взглянуть на примитивное действо…

Сгущались сумерки. Большинство пассажиров обоих пароходов прохаживались по набережной, коротая время до их отплытия. Внезапно нас рассмешил вид одного юркого пассажира “Ольги”.Представьте себе маленького, полного, рыжего англичанина с круглым лицом розового цвета, длинными бакенбардами и улыбкой до ушей. Он одет в очень короткую куртку яркого цвета и узкие брюки. Его голову венчает маленькая шотландская шапочка. Он очень доволен собой и, засунув руки в карманы, прогуливается по набережной большими комичными шагами… Рядом с собой я замечаю молодого человека, который лакомится сухофруктами. Этот пассажир из Батума имеет довольно серьезный вид. Присматриваюсь к нему. Не может быть, ведь я никогда не ошибаюсь… Эта парижская внешность… Это… Каким ветром занесло сюда этого элегантного джентльмена? Что он делает в Феодосии? Я подхожу к нему.

— Не имею ли я честь разговаривать с господином Морисом Эфрусси?
— Ваш покорный слуга!

Мы быстро вспомнили друг друга… В двух словах господин Эфрусси поведал мне о своем кратком посещении совместно с командой инженеров Бакинского месторождения нефти, приобретенного несколько лет назад семьей Ротшильд. Ему надо было на месте решить ряд вопросов, и теперь, очень довольный своей поездкой, он возвращался домой…

Но что это за звуки? Это музыканты военного оркестра одного из пехотных полков играют в офицерском клубе. Пробуем угадать, что за марш они исполняют? Мелодия очень знакомая, но непривычная для маршевого ритма. Внезапно я хлопаю себя по лбу: это же “Легкие птицы”, старый народный напев из репертуара тенора Роже Густава в форме военного марша!!!…