Генуэзская гостиница  (фото начала 20-го века), ныне музей Древностей Феодосийский музей Древностей (краеведческий)
Феодосийский музей Древностей (краеведческий музей) - один из старейших музеев Европы, старейший провинциальный краеведческий музей Российской империи; утверждён указом императора Александра I в ноябре 1810 года, открыт в мае 1811 года попечительством феодосийского градоначальника С. М. Броневского.
Здание краеведческого музея в Феодосии
 

Исторический очерк: Феодосия, Каффа, Кефе
- вернуться на главную -

 

Каффа: большие морские ворота

Исследователи Каффы сравнивают ее с Генуей, отмечая подобие окружавших эти города пейзажей, одинаковую в своей основе планировку жилых кварталов и крепостей, а также сходство отдельных архитектурных сооружений, в особенности тех, что размещались в припортовых районах обоих центров. Судя по некоторым данным, якорные стоянки Каффы находились очень близко к берегу, неподалеку от стен цитадели. Небольшая осадка кораблей позволяла им подходить к коротким причалам [67].

Вероятно, Каффа располагала несколькими причалами, число которых соответствовало количеству ворот морского фасада. Помимо Доковых ворот, источники упоминают только два таких проема: большие морские и малые ворота, которые выходили на площадь Дворца Коммуны. На этой площади располагались городская ратуша (Лоджия Коммуны) и новый дворец генуэзских консулов Каффы (Дворец Коммуны), возведенный в 1382 году [68].

Большие морские ворота показаны на планах города как конструкция из двух спаренных башен [69]. Одна из этих башен замкнула на левом фланге сразу оба оборонительных кольца, в результате чего смежные с нею куртины внешней и внутренней крепостей образовали на пути к главному причалу со стороны города отдельный, изолированный от цитадели и хорошо защищенный коридор - барбакан. Может быть, как раз этот коридор завершался малыми морскими воротами, которые были устроены в стене внешней крепости, скорее всего, как обычная калитка.

Большие морские ворота частично сохранялись до конца XVIII века. Они изображены на нескольких рисунках в виде двухэтажного, разрушенного в самом верху, строения, совмещавшего в себе одновременно и военную, и светскую функции. Первое из отмеченных качеств выразилось в характере исполнения его нижнего яруса: подходы к воротам защищались амбразурами бойниц, а большой арочный проем, служивший главным входом в цитадель, был укреплен двойными воротами с пешеходным шлюзом.

В контрасте с ним, второй этаж представлял собой единое помещение, открывавшееся во все стороны десятью широкими окнами, что сообщало всей постройке нарядный и, в общем, не свойственный сугубо оборонительным сооружениям вид. Подобный строительный — а вместе с тем, и художественный прием не являлся чем-то исключительным в своем роде.

Архитектурное оформление больших морских ворот Каффы выполнялось в русле традиций, присущих творчеству итальянских мастеров. Главная особенность итальянской архитектуры XIII-XIV веков заключалась в том, что та развивалась вне какой-либо стилевой регламентации. Можно указать, правда, что по типу применявшихся конструкций она оставалась архитектурой романской. Романский стиль отличала такая черта, как широкое использование несущих арок, будь то перемычки дверных или оконных проемов, но прежде всего — арок сводов. Романские строительные принципы лежали, безусловно, и в основе рассматриваемой конструкции.

Судя по прорисовкам ворот, в башнях первого этажа размещались винтовые лестницы; стены второго этажа несли ячейки крестовых сводов, совпадавшие в продольной и поперечной осях с полуциркульными завершениями окон. Фасады членились на уровне межэтажного и верхнего перекрытий романскими аркатурными фризами. Карниз строения поддерживал нависавший над ним зубчатый парапет. Описанные детали устройства этого сооружения находят аналогии среди образцов итальянской архитектуры. Похожие на него здания дополнялись там еще вертикальными доминантами в виде угловых башен или навесов. Реконструируя морские ворота Каффы именно таким образом, мы находим, что эта постройка проектировалась как часть комплекса зданий площади Дворца Коммуны. Она символизировала, по-своему, родство Каффы с Генуей, придавая морскому фасаду города облик "второй Генуи" на краю другого мира.

 
Предисловие Е. А. Катюшина
Введение в историю города

---краткая геологическая история Крыма
---от палеолита до энеолита
---достижения бронзового века
---киммерийцы, кизил-кобинцы, тавры
---воинственные ираноязычные скифы
Этап первый: Феодосия
---выбор места для основания города

---заботы греческих переселенцев
---сельские поселения Боспора
---административный статус округи
---присоединение Феодосии к Боспору
---расцвет античной экономики города
---античный курганный некрополь

---погребальные обряды и верования
---переплетение культур в мифах
---кризис античного города-полиса
---восстание Савмака и последствия
---крушение Боспорского царства
---изменения феодосийской хоры
---появление в обиходе имени Кафа
---конец истории античной Феодосии
---примечания к разделу: 1-43; 44-87

Этап второй: Каффа
---предпосылки расцвета Каффы
---география генуэзских колоний
---основание генуэзской колонии
---начало возведения крепости
---крепостные башни и цитадель
---военные конфликты и торговля
---направления транзитной торговли
---социально-правовые статусы
---территориальное деление города
---планировка внешней крепости
---устройство морского фасада
---структура городских ворот
---большие морские ворота
---рельефная символика зданий
---мирное сосуществование религий
---особенности городских церквей
---нарушение этнического принципа
---торговый перекрёсток Восток-Запад
---чеканка собственной монеты
---жизнь регламентированная Уставом
---административный аппарат властей
---подготовка к внешним угрозам
---начало финальной главы истории
---в поиске новых источников доходов
---наёмное войско и ополчение горожан
---последние годы существования
---крымский хан начинает войну
---захват генуэзских городов турками
---примечания: 1-47; 48-87; 88-135; 136-171
Этап третий: Кефе
---после разгрома итальянских колоний
---в иерархии османских владений
---двенадцать железных ворот города
---особенности архитектурного пейзажа
---мечети турецкого периода истории
---система городского водоснабжения
---экономическая деятельность татар
---развитие культуры крымских татар
---международные столкновения
---затяжной характер борьбы за Крым
---возвращение греческого имени
---полная перестройка города
---примечания к разделу: 1-34; 35-78
 
 
 


 

Культура и искусство: другие ресурсы
Администратор сайта:
kimmeria@kimmeria.com

 
 

- на главную -

 
 
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
 
     
  © 2011-2016 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)