Генуэзская гостиница  (фото начала 20-го века), ныне музей Древностей Феодосийский музей Древностей (краеведческий)
Феодосийский музей Древностей (краеведческий музей) - один из старейших музеев Европы, старейший провинциальный краеведческий музей Российской империи; утверждён указом императора Александра I в ноябре 1810 года, открыт в мае 1811 года попечительством феодосийского градоначальника С. М. Броневского.
Здание краеведческого музея в Феодосии
 

Исторический очерк: Феодосия, Каффа, Кефе
- вернуться на главную -

 

Каффа: территориальное деление города

По мере роста экономического могущества Каффы изменялся и ее архитектурный облик. Строительство цитадели было завершено в 1352 году при консуле Готифредо де Зоалио. Ее стены замкнули, вероятно, уже оформленную в основных чертах архитектурную систему, которая должна была соответствовать доминирующему положению верхней крепости на фоне всего городского пейзажа. Застройка Карантинного холма строго регулировалась Уставом Каффы 1316 года. Принятые им правила предусматривали снос некоторых возведенных здесь прежде и не соответствовавших новым градостроительным требованиям строений, например, некоей "своего рода церкви", сооруженной бывшим епископом каффской колонии "братом Джеромо". Тот же Устав предписывал консулу Каффы обязательную распродажу этой земли на торгах. Продаже не подлежали только участки, предназначенные для прокладки улиц, устройства площадей и строительства культовых сооружений.

Обладание какой-либо недвижимостью оказывалось, таким образом, доступным лишь состоятельным гражданам. Помимо их собственных домов, здесь размещались главные общественные здания: дворец консулов Каффы, ратуша, храмы, а также торговая площадь, казармы с их арсеналом, портовая, складочная, таможенные службы, мастерские ремесленников, постоялый двор, харчевни, провиантский и топливный склады. Земли бургов, лежавшие вне пределов цитадели, находились в ведении консула и передавались в аренду прочим жителям Каффы. Исключение из этого правила делалось для участков, принадлежавших храмам.

Вся территория Каффы подразделялась на "контрадо" — городские ячейки, объединявшие людей по этническому и профессиональному признакам. По некоторым данным, в городе и его предместьях насчитывалось около 60 контрадо. Более половины из них носило название церквей, вокруг которых, собственно, и формировались кварталы греков, армян, сирийцев, латинян и представителей других конфессий. Некоторые контрадо связывались по именам с конкретными лицами, стоявшими во главе родственных кланов, другие — со спецификой преобладавшего в них ремесла, как, например, "квартал кузнецов". Наконец, иногда им присваивались еще и названия соседних архитектурных сооружений: башен, ворот, таможен [32].

Каждый такой контрадо был по-своему изолирован от всего остального города. Его основа — индивидуальные дома с небольшими, обнесенными высокими глухими стенами, дворами. Эти постройки могли быть одно- или двухэтажными. Дома ремесленников и торговцев обычно совмещали две функции: жилую и производственную. В таком случае жилые помещения располагались на верхнем уровне, а в нижнем - цокольном — этаже размещались мастерские и лавки. Фасады этих домов выходили на главную улицу квартала или маленькую, объединявшую всю группу входивших в нее строений, собственную площадь контрадо [33]. Разделение территории Каффы по принципу этнической принадлежности отразилось на характере ее общей планировки. Со второй половины XIV века она представляла собой хаотичное нагромождение узких, как бы сбегавших с окрестных холмов, улочек, которые собирались иногда в более крупные потоки, направлявшиеся к организующим тот или иной районы города центрам — соборным храмам.

Главным храмом латинян была церковь св.Агнессы. Очевидно, она располагалась на территории цитадели. В Каффе им же принадлежали еще более двух десятков храмов и, по крайней мере, два монастыря: в дошедших до нас документах упоминаются католические церкви Пресвятой Девы Марии, Успения Пресвятой Матери, святых Франсиска, Георгия, приход св. Николая, убежища св.Иоанна и святых Козьмы и Дймиана34. На основании тех же данных можно установить, что греческая община имела приход св.Феотокоса, а также церкви Апостолов, святых Димитрия, Феодоро, Анастасии, Варвары, Акиндины, Кириака, Параскевы, Никиты, Василия [35].

Культовые сооружения армян были, возможно, самыми многочисленными. Имеющиеся на этот счет свидетельства крайне противоречивы. Некоторые армянские источники утверждают, что их приход располагал к середине XV века 45 церквами [36]. Что касается генуэзских документов, то в них упоминаются только три армянских храма: Пресвятой Троицы, св. Григория и св. Саркиса [37]. К ним, однако, следует добавить не присутствующие в итальянских записях, но известные по рукописям армян церкви - Пресвятой Богородицы, Вознесения, Сретения, Воскресения, св.Креста, святых Анны, Тороса, Николая, Иакова, Антона, Симеона, Оксента, Минаса, Сорока Мучеников, а также сохранившиеся храмы святых Георгия (ул. Нахимова), Архангелов Михаила и Гавриила (ул.Тимирязева), две церкви феодосийского Карантина — святых Иоанна Богослова, Иоанна Предтечи и, может быть, часовню св.Георгия [38].

Группа последних размещалась в пределах армянского квартала, который занял ближайшую к цитадели территорию в восточной части Каффы. Очевидно, где-то рядом располагались греческий и, возможно, русский кварталы. [39] Выделявшийся своим архитектурным обликом арабский квартал Тугар-аль-Хасс находился, вероятно, подле западного фасада цитадели. С южной стороны с ним соседствовала еврейская община, у которой были две синагоги [40]. Источники сообщают, кроме того, о татарских мечетях и мусульманском кладбище, известном с конца XIII века [41].

 
Предисловие Е. А. Катюшина
Введение в историю города

---краткая геологическая история Крыма
---от палеолита до энеолита
---достижения бронзового века
---киммерийцы, кизил-кобинцы, тавры
---воинственные ираноязычные скифы
Этап первый: Феодосия
---выбор места для основания города

---заботы греческих переселенцев
---сельские поселения Боспора
---административный статус округи
---присоединение Феодосии к Боспору
---расцвет античной экономики города
---античный курганный некрополь

---погребальные обряды и верования
---переплетение культур в мифах
---кризис античного города-полиса
---восстание Савмака и последствия
---крушение Боспорского царства
---изменения феодосийской хоры
---появление в обиходе имени Кафа
---конец истории античной Феодосии
---примечания к разделу: 1-43; 44-87

Этап второй: Каффа
---предпосылки расцвета Каффы
---география генуэзских колоний
---основание генуэзской колонии
---начало возведения крепости
---крепостные башни и цитадель
---военные конфликты и торговля
---направления транзитной торговли
---социально-правовые статусы
---территориальное деление города
---планировка внешней крепости
---устройство морского фасада
---структура городских ворот
---большие морские ворота
---рельефная символика зданий
---мирное сосуществование религий
---особенности городских церквей
---нарушение этнического принципа
---торговый перекрёсток Восток-Запад
---чеканка собственной монеты
---жизнь регламентированная Уставом
---административный аппарат властей
---подготовка к внешним угрозам
---начало финальной главы истории
---в поиске новых источников доходов
---наёмное войско и ополчение горожан
---последние годы существования
---крымский хан начинает войну
---захват генуэзских городов турками
---примечания: 1-47; 48-87; 88-135; 136-171
Этап третий: Кефе
---после разгрома итальянских колоний
---в иерархии османских владений
---двенадцать железных ворот города
---особенности архитектурного пейзажа
---мечети турецкого периода истории
---система городского водоснабжения
---экономическая деятельность татар
---развитие культуры крымских татар
---международные столкновения
---затяжной характер борьбы за Крым
---возвращение греческого имени
---полная перестройка города
---примечания к разделу: 1-34; 35-78
 
 


 

Культура и искусство: другие ресурсы
Администратор сайта:
kimmeria@kimmeria.com

 
 

- на главную -

 
 
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
 
     
  © 2011-2016 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)