Генуэзская гостиница  (фото начала 20-го века), ныне музей Древностей Феодосийский музей Древностей (краеведческий)
Феодосийский музей Древностей (краеведческий музей) - один из старейших музеев Европы, старейший провинциальный краеведческий музей Российской империи; утверждён указом императора Александра I в ноябре 1810 года, открыт в мае 1811 года попечительством феодосийского градоначальника С. М. Броневского.
Здание краеведческого музея в Феодосии
 

Исторический очерк: Феодосия, Каффа, Кефе
- вернуться на главную -

 

Феодосия: изменения феодосийской хоры

Имеющиеся в нашем распоряжении материалы показывают, что жизнь Феодосии в то время едва теплилась [67]. В свою очередь, до неузнаваемости изменилась и ее хора. К началу новой эры ближайшие окрестности города окончательно опустели. Еще оставшееся здесь сельское население сконцентрировалось в основном на границах его дальней округи. По археологическим разведкам феодосийского музея известно большое (площадью до 8 га) городище, существовавшее на горе Сары-Кая с конца II века до н.э. по начало II века н.э. Оно имело внушительные укрепления, остатки которых до сих пор видны на уровне современной поверхности. В центре поселения, на скальной вершине, находился акрополь, опоясанный кольцом стен цитадели; относительно пологий и наиболее плотно застроенный восточный склон горы охватывался понизу земляным валом. Судя по найденным там материалам, быт жителей этого городища мало чем отличался от уклада жизни, свойственного обитателям усадеб Биюк-Янышар.

Мы располагаем данными, которые позволяют составить некоторое представление об этническом облике его населения. В 1980 году у подножия горы Сары-Кая были исследованы несколько курганов, содержавших погребения рассматриваемого времени. [68] Невысокие их насыпи во всех случаях окружались каменными обкладками — кромлехами. В центре огороженных ими площадок размещались погребальные камеры. Некоторые из могил имели вид каменных ящиков, возведенных прямо на уровне древней поверхности и лишь слегка присыпанных поверху тонким слоем земли. Прочие конструкции заглублялись в грунт и покрывались массивными покровными плитами. Последние предусматривали возможность повторных захоронений. В одном таком склепе обнаружены 40 погребенных, причем последний из них был положен из-за недостатка места в самой камере на пол дромоса [69].

Особенности устройства этих могил, равно как и найденный инвентарь: браслеты, бусы, перстни, бронзовые зеркала, а также лепная посуда, пряслица, железные ножи и другая утварь — характеризуют похороненных здесь людей как смешанных в этническом отношении "варваров", в культуре которых продолжали сохраняться как скифские, так и таврские черты. Подобные захоронения практиковались на Керченском полуострове вплоть до первой четверти I века до н.э. — периода, соответствовавшего началу "Митридатовой эпохи" в истории Боспорского государства. [70] Внезапное исчезновение данного типа погребального обряда в последующее время возможно объяснить только серьезными демографическими изменениями в жизни боспорских сел, которые могли быть связаны с последствиями неудачного завершения восстания под руководством Савмака.

Жители сельской округи Феодосии, сохранявшие присущее им этническое самосознание и самобытность на протяжении, по крайней мере, еще двух следующих столетий, очевидно, неоднократно пытались реализовать традиционную тягу к независимости, опираясь на поддержку скифов и, может быть, даже непосредственно участвовали в их вооруженных набегах на Боспор. Эти усилия, вероятно, не всегда пропадали даром. Есть основания полагать, что в последние годы правления Асандра или вскоре после его смерти собственно-боспорскими вновь стали считаться лишь земли, ограниченные Ак-Монайским перешейком. Так, во всяком случае, читается текст надписи на мраморной базе статуи, воздвигнутой в честь Аспурга, который управлял государством до 38 года н.э.: иерарх там назван царствующим "над всем Боспором, Феодосией, синдами, маитами, тарпитами, торетами, псесами и танаитами" и подчинившим "скифов и тавров". [71]

Восстановленные города Боспора имели в начале новой эры совсем иной вид, чем прежде. В составе их населения значительно возросло количество выходцев из негреческой среды. Здесь нее шире укоренялись привычки и обычаи, свойственные быту местных племен. Данное обстоятельство создавало благоприятный фон для осуществления эффективной внешней политики по отношению к крымским "варварам". Со слов Страбона, в это время боспорские повелители "владеют" землями всего Крыма. [72]

Положение Боспора особенно заметно укрепилось при Аспурге. Он и в самом деле удерживал под своим контролем значительные территории, находившиеся вне пределов Боспорского государства и формально ему не принадлежавшие. Вместе с тем, Боспор пребывал в состоянии сильной зависимости от Рима. Попытка сына Аспургда - Митридата VIII — ослабить эту зависимость привела к римско-боспорскому конфликту. Преданный собственным братом Нотисом, Митридат уступил тому власть в результате поражений, понесенных его сторонниками в серии прямых вооруженных стычек. Последняя схватка между ними происходила на азиатской стороне Боспора с участием сармат. Трудно сказать, что послужило тому причиной в действительности, но вскоре после этих событий какие-то представители их племен появились и в юго-восточном Крыму: в 1976 году археологическая экспедиция феодосийского музея исследовала близ села Льговское (Кировский район) курган, который содержал необычное для Крыма погребальное сооружение — склеп с наклоненными внутрь стенами. В конце I - начале II веков в него было сделано пять захоронений, выполненных с применением обряда аланов. [73]

 
Предисловие Е. А. Катюшина
Введение в историю города

---краткая геологическая история Крыма
---от палеолита до энеолита
---достижения бронзового века
---киммерийцы, кизил-кобинцы, тавры
---воинственные ираноязычные скифы
Этап первый: Феодосия
---выбор места для основания города

---заботы греческих переселенцев
---сельские поселения Боспора
---административный статус округи
---присоединение Феодосии к Боспору
---расцвет античной экономики города
---античный курганный некрополь

---погребальные обряды и верования
---переплетение культур в мифах
---кризис античного города-полиса
---восстание Савмака и последствия
---крушение Боспорского царства
---изменения феодосийской хоры
---появление в обиходе имени Кафа
---конец истории античной Феодосии
---примечания к разделу: 1-43; 44-87

Этап второй: Каффа
---предпосылки расцвета Каффы
---география генуэзских колоний
---основание генуэзской колонии
---начало возведения крепости
---крепостные башни и цитадель
---военные конфликты и торговля
---направления транзитной торговли
---социально-правовые статусы
---территориальное деление города
---планировка внешней крепости
---устройство морского фасада
---структура городских ворот
---большие морские ворота
---рельефная символика зданий
---мирное сосуществование религий
---особенности городских церквей
---нарушение этнического принципа
---торговый перекрёсток Восток-Запад
---чеканка собственной монеты
---жизнь регламентированная Уставом
---административный аппарат властей
---подготовка к внешним угрозам
---начало финальной главы истории
---в поиске новых источников доходов
---наёмное войско и ополчение горожан
---последние годы существования
---крымский хан начинает войну
---захват генуэзских городов турками
---примечания: 1-47; 48-87; 88-135; 136-171
Этап третий: Кефе
---после разгрома итальянских колоний
---в иерархии османских владений
---двенадцать железных ворот города
---особенности архитектурного пейзажа
---мечети турецкого периода истории
---система городского водоснабжения
---экономическая деятельность татар
---развитие культуры крымских татар
---международные столкновения
---затяжной характер борьбы за Крым
---возвращение греческого имени
---полная перестройка города
---примечания к разделу: 1-34; 35-78
 
 


 

Культура и искусство: другие ресурсы
Администратор сайта:
kimmeria@kimmeria.com

 
 

- на главную -

 
 
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
 
     
  © 2011-2016 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)