Генуэзская гостиница  (фото начала 20-го века), ныне музей Древностей Феодосийский музей Древностей (краеведческий)
Феодосийский музей Древностей (краеведческий музей) - один из старейших музеев Европы, старейший провинциальный краеведческий музей Российской империи; утверждён указом императора Александра I в ноябре 1810 года, открыт в мае 1811 года попечительством феодосийского градоначальника С. М. Броневского.
Здание краеведческого музея в Феодосии
 

Исторический очерк: Феодосия, Каффа, Кефе
- вернуться на главную -

 

Феодосия: переплетение культур народов в мифах

Греческие мифы были близки и понятны "варварам", поскольку выдумка мачастую переплеталась в них со сведениями, которые сохранялись в памяти местного догреческого населения как сказания, касающиеся каких-то фактов их собственной истории. Это обстоятельство облегчало процесс восприятия ими культа олимпийцев, и они очень быстро переняли многие из греческих верований и обычаев. Иногда "варвары" объединяли в одном боге черты своих и эллинских божеств.

Главным богом скифов был Папай, занимавший в религиозных представлениях кочевников почти то же место, что и Зевс в пантеоне греческих олимпийцев. Тавры поклонялись богине Деве, сохранявшей у них облик греческой Артемиды. Колонисты и "туземцы" одинаково почитали Кибелу, соединявшую в себе качества олимпийских богинь Деметры и Артемиды. Они называли Кибелу "Великой матерью богов", а нередко — "Киммерийской богиней", считая ее покровительницей мира растений и всего живущего на земле. Среди прочих божеств выделялась Немесида, почитавшаяся эллинами как богиня мести. Постепенно слившись в один образ с Кибелой, она представлялась воображению древнего населения Понта как богиня справедливой судьбы.

Другая богиня — Геката — соединяла в себе два мира: живой и мертвый. Геката считалась покровительницей животных и врачевательницей, но также — колдуньей, богиней подземного царства, повелительницей призраков и кошмаров. В сознании обитателей северопонтийских земель помимо этих богов жило еще и множество других божеств и полубожеств, вера в которых помогала объяснять истоки непонятных им природных явлений и причину превратностей человеческой судьбы вообще.

Опыт, приобретенный греками в результате общения с местными племенами, позволил античным писателям и художникам представлять в своих произведениях Северное Причерноморье как арену действий излюбленных эллинских героев, которые нередко отваживаются конфликтовать даже с богами. С крымской географией непосредственно связана фабула знаменитой драмы Эврипида "Ифигения в Тавриде". Отданная по злой воле богов в услужение таврам, Ифигения говорит:

И через блеск эфирный к берегам
Унесена Тавриды я. А в этой
Стране над варварами, варвар сам.
Царит Фоант...

Он в этом храме жрицею меня
Поставил Артемиды; с той поры
Обряды здесь в усладу ей, себе же
По имени лишь светлые, я правлю.

Печальный труд... Из старины обычай
Меж таврами ведется и теперь:
Коль эллин здесь появится, Богине
Его готовить в жертву я должна.

Сюжеты греческих мифов стали основой целого пласта блестящей литературы для театра и прочно вошли в монументальное искусство и скульптуру. Они повсеместно использовались в торевтике, в композициях росписей ваз, особенно — в краснофигурной керамике, которая широко применялась в быту населения причерноморских колоний. Персонажи античных преданий постоянно присутствовали в произведениях малой пластики — повсюду распространившихся на Боспоре терракотовых статуэтках. В подражание этим типам вещей местные ремесленники создали со временем галерею собственных изделий — в диапазоне от глиняных игрушек до предметов культа. Влияние греков на культуру местных племен, разумеется, не ограничивалось лишь областью изобразительных искусств. Уже в VI веке до н.э. в среде "варваров" появились просвещенные люди, близкие по духу эллинам. Греческие авторы часто упоминают в данной связи скифа Анахарсиса — сына скифского царя Гнура и гречанки [46]. Ему приписываются блестящее остроумие и различные добродетели. Рассказывают, что когда некий афинянин попытался высмеять скифское происхождение Анахарсиса, тот заметил: "Мне позор — отечество, а ты — своему отечеству". На вопрос, что у людей хорошо, а что дурно в одно и то же время, мудрец ответил: "Язык".

Со слов Геродота, Анахарсис, побывав в Кизике [47] на религиозном празднике в честь Кибелы, задумал учредить ее культ у себя на родине. Именно за это он будто бы и был убит собственным братом. Как бы там ни было в действительности, но еще только населив вслед за эллинами землю, воду и небо своими, а по существу, греческими богами, северопонтийские "варвары" уже встали на тот путь, в направлении которого развивалась и вся античная цивилизация. Вместе с тем, века путешествий и торговли не прошли бесследно и для греков. Расширение связей с местными племенами содействовало появлению у них новых взглядов на все сущее и на место человека в обществе. С течением времени эллины выработали гибкий образ мыслей, в которых природа была важнее ирреального мира. Все более отрываясь от первобытных верований, они неизбежно вовлекали в бесконечный процесс познания и жившие рядом народы.

 
Предисловие Е. А. Катюшина
Введение в историю города

---краткая геологическая история Крыма
---от палеолита до энеолита
---достижения бронзового века
---киммерийцы, кизил-кобинцы, тавры
---воинственные ираноязычные скифы
Этап первый: Феодосия
---выбор места для основания города

---заботы греческих переселенцев
---сельские поселения Боспора
---административный статус округи
---присоединение Феодосии к Боспору
---расцвет античной экономики города
---античный курганный некрополь

---погребальные обряды и верования
---переплетение культур в мифах
---кризис античного города-полиса
---восстание Савмака и последствия
---крушение Боспорского царства
---изменения феодосийской хоры
---появление в обиходе имени Кафа
---конец истории античной Феодосии
---примечания к разделу: 1-43; 44-87

Этап второй: Каффа
---предпосылки расцвета Каффы
---география генуэзских колоний
---основание генуэзской колонии
---начало возведения крепости
---крепостные башни и цитадель
---военные конфликты и торговля
---направления транзитной торговли
---социально-правовые статусы
---территориальное деление города
---планировка внешней крепости
---устройство морского фасада
---структура городских ворот
---большие морские ворота
---рельефная символика зданий
---мирное сосуществование религий
---особенности городских церквей
---нарушение этнического принципа
---торговый перекрёсток Восток-Запад
---чеканка собственной монеты
---жизнь регламентированная Уставом
---административный аппарат властей
---подготовка к внешним угрозам
---начало финальной главы истории
---в поиске новых источников доходов
---наёмное войско и ополчение горожан
---последние годы существования
---крымский хан начинает войну
---захват генуэзских городов турками
---примечания: 1-47; 48-87; 88-135; 136-171
Этап третий: Кефе
---после разгрома итальянских колоний
---в иерархии османских владений
---двенадцать железных ворот города
---особенности архитектурного пейзажа
---мечети турецкого периода истории
---система городского водоснабжения
---экономическая деятельность татар
---развитие культуры крымских татар
---международные столкновения
---затяжной характер борьбы за Крым
---возвращение греческого имени
---полная перестройка города
---примечания к разделу: 1-34; 35-78

 
 


 

Культура и искусство: другие ресурсы
Администратор сайта:
kimmeria@kimmeria.com

 
 

- на главную -

 
 
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
 
     
  © 2011-2016 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)