Генуэзская гостиница  (фото начала 20-го века), ныне музей Древностей Феодосийский музей Древностей (краеведческий)
Феодосийский музей Древностей (краеведческий музей) - один из старейших музеев Европы, старейший провинциальный краеведческий музей Российской империи; утверждён указом императора Александра I в ноябре 1810 года, открыт в мае 1811 года попечительством феодосийского градоначальника С. М. Броневского.
Здание краеведческого музея в Феодосии
 

Исторический очерк: Феодосия, Каффа, Кефе
- вернуться на главную -

 

Феодосия: погребальные обряды и верования

Существовало несколько типов погребальных обрядов с кремацией, но чаще всего здесь применялся подчеркнуто простой ритуал. Перед совершением захоронения на выбранном для этого участке готовился небольшой и неглубокий котлован. На его дно укладывался деревянный настил с телом умершего, а поверх разводился большой костер. Пламя костра поддерживали, время от времени бросая в него сосуды с маслом, а когда он догорал, заливали угли вином. Над местом сожжения устраивалась небольшая насыпь. Ритуальное действо завершалось поминовением умершего — тризной. Опустошенные сосуды, почти всегда — амфоры, по окончании тризны оставлялись разбитыми подле погребения или прямо над ним. По прошествии какого-то времени курган досыпался. Случалось, что впоследствии в его насыпь делались повторные захоронения умерших родственников первою погребенного.

Могилы феодосийцев иногда содержат дорогие предметы, но, как правило, состав находок из них представлен рядовыми вещами: черно лаковой посудой, амфорами, широко распространенными на Боспоре типами краенофигурной керамики — обычно, пеликами и лекифами, бусами, терракотовыми поделками. В каждом из греческих захоронений присутствует "Обол Харона" — монета, которая закладывалась в рот умершему перед погребением праха. Эллины верили, что, закончив земную жизнь, человек переправляется в подземные владения Аида, куда вела лишь одна дорога — некая река Ахерон. Античные мифологические традиции разместили ее и представляемый загробный мир где-то в Киммерии. Поэтому, наверное, путь к нему из Боспора не казался долгим: в воображении грека огни погребальных костров, полыхавшие над Феодосийским заливом, едва ли не были видны с недоступного для живых таинственного берега Царства мертвых.

Жизнь эллинов в окружении "варварских" племен пробуждала в них сознание известного превосходства и единства греческого мира. Колонисты принесли с собой в Северное Причерноморье культ олимпийской религии. Во главе божественного пантеона стоял Зевс-громовержец; за ним следовали одиннадцать основных богов, важнейшими из которых являлись Посейдон — бог морей, Аид — бог подземелья, Аполлон — бог света, красоты и искусств, Афродита — богиня любви и плодородия, Артемида — богиня охоты, Деметра — богиня земледелия. По духовным представлениям древних, всемогущим олимпийцам не были чужды эмоции смертного человека, да и сами боги выступали в их воображении в облике обыкновенных людей.

Греческие переселенцы считали своим главным покровителем Аполлона. Существует мнение, будто объединение эллинских городов в единое Боспорское государство происходило под эгидой храма его имени в Пантикапее. Случалось, что жрецами этого храма были члены правящей боспорской династии, которые позднее сами занимали боспорский трон. Особое почитание Аполлона в Северном Причерноморье объясняют отчасти тем, что его мифическая биография связывалась в религиозных взглядах греков с легендарным народом гипербореев — верных слуг и жрецов этого божества, проживавших, согласно античным преданиям, на самом краю земли, за Бореем — крылатым богом северного ветра. Начало традиции, в соответствии с которой северным берегам Понта приписывались черты природы крайнего севера, положили путешественники "гомеровских" времен. "Большинство говорит, что киммерийцы — народ у скифского Тавра и Меотийского озера... не имеют света, не видят солнца и сорок дней проводят во мраке глубокой ночи;... другие же сорок дней они живут в полном свете", - утверждали античные авторы [45].

Длительные, полные тягот и лишений странствия над морскими пучинами, столкновения с неизвестными народами в неведомых эллинам прежде землях порождали страх и суеверия. Греки наделили степи Северного Причерноморья способностью производить золото и населили их грифонами — крылатыми орлиного орлиноголовыми чудовищами с туловищами львов. В их преданиях эти фантастические животные охраняют сказочные богатства земли от одноглазых человекоподобных существ — аримаспов. Где-то там же обитает загадочное племя бесстрашных воительниц и мужеубийц — амазонок.

Краснолаковая чашка с петлевидными ручками Краснолаковая солонка
Краснолаковая чашка с петлевидными ручками - Краснолаковая солонка

 
Предисловие Е. А. Катюшина
Введение в историю города

---краткая геологическая история Крыма
---от палеолита до энеолита
---достижения бронзового века
---киммерийцы, кизил-кобинцы, тавры
---воинственные ираноязычные скифы
Этап первый: Феодосия
---выбор места для основания города

---заботы греческих переселенцев
---сельские поселения Боспора
---административный статус округи
---присоединение Феодосии к Боспору
---расцвет античной экономики города
---античный курганный некрополь

---погребальные обряды и верования
---переплетение культур в мифах
---кризис античного города-полиса
---восстание Савмака и последствия
---крушение Боспорского царства
---изменения феодосийской хоры
---появление в обиходе имени Кафа
---конец истории античной Феодосии
---примечания к разделу: 1-43; 44-87

Этап второй: Каффа
---предпосылки расцвета Каффы
---география генуэзских колоний
---основание генуэзской колонии
---начало возведения крепости
---крепостные башни и цитадель
---военные конфликты и торговля
---направления транзитной торговли
---социально-правовые статусы
---территориальное деление города
---планировка внешней крепости
---устройство морского фасада
---структура городских ворот
---большие морские ворота
---рельефная символика зданий
---мирное сосуществование религий
---особенности городских церквей
---нарушение этнического принципа
---торговый перекрёсток Восток-Запад
---чеканка собственной монеты
---жизнь регламентированная Уставом
---административный аппарат властей
---подготовка к внешним угрозам
---начало финальной главы истории
---в поиске новых источников доходов
---наёмное войско и ополчение горожан
---последние годы существования
---крымский хан начинает войну
---захват генуэзских городов турками
---примечания: 1-47; 48-87; 88-135; 136-171
Этап третий: Кефе
---после разгрома итальянских колоний
---в иерархии османских владений
---двенадцать железных ворот города
---особенности архитектурного пейзажа
---мечети турецкого периода истории
---система городского водоснабжения
---экономическая деятельность татар
---развитие культуры крымских татар
---международные столкновения
---затяжной характер борьбы за Крым
---возвращение греческого имени
---полная перестройка города
---примечания к разделу: 1-34; 35-78
 
 


 

Культура и искусство: другие ресурсы
Администратор сайта:
kimmeria@kimmeria.com

 
 

- на главную -

 
 
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
 
     
  © 2011-2016 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)