Генуэзская гостиница  (фото начала 20-го века), ныне музей Древностей Феодосийский музей Древностей (краеведческий)
Феодосийский музей Древностей (краеведческий музей) - один из старейших музеев Европы, старейший провинциальный краеведческий музей Российской империи; утверждён указом императора Александра I в ноябре 1810 года, открыт в мае 1811 года попечительством феодосийского градоначальника С. М. Броневского.
Здание краеведческого музея в Феодосии
 

Исторический очерк: Феодосия, Каффа, Кефе
- вернуться на главную -

 

Введение в историю Феодосии: воинственные ираноязычные скифы

Скифы — ираноязычный народ, имя которого со временем перешло на все кочевое и оседлое население северопричерноморских земель. Эти кочевники появились здесь в самом конце VIII или в начале VII веков до н.э. По одной из легенд, киммерийские вожди, ввиду неминуемой угрозы военного поражения от скифов, сами перебили друг друга, а их племена были вынуждены покинуть обжитые места.

Однако, уже сам этот рассказ, если рассматривать его как отзвук реально происходивших событий, содержит в себе некоторое свидетельство того, что соперничество между местными и пришлыми, прибывшими откуда-то из глубин Азии, народами не переросло в открытое вооруженное противостояние. Доступные исследователям материалы говорят о том, что, испытав вначале какое-то давление со стороны скифов, киммерийские племена не покинули мест своих кочевий.

Возможное этническое родство, одинаковый со скифским образ жизни, существовавшие между ними контакты, как мирные, так и военные, привели к полному выравниванию уровней культур тех и других. В течение одного столетия киммерийцы растворились в скифской среде, и в VI веке до н.э. о них упоминали уже лишь в мифах.

Жизнь скифа проходила в почти непрерывном движении. К этому его принуждали капризы природы, смена сезонов, быстрое истощение травяного покрова пасущимися стадами. Движение являлось условием существования, но в нем же таилась и смертельная угроза: постоянные перемещения усиливали опасность возникновения конфликтов с кочевниками-соседями. Поражение в вооруженной стычке оборачивалось потерей стад и рабством. По данной причине скиф был поневоле не только пастухом, но и воином.

Это единство двух качеств подчеркивал Геродот, специально отмечая "самую важную особенность скифов", которая состояла в том, что "никакой враг, напавший на них, не может спастись от них бегством, ни захватить их, если они не захотят быть открытыми: ведь народу, у которого нет ни городов, ни укреплений, который свои жилища переносит с собой, где каждый — конный стрелок, где средства к жизни добываются не земледелием, а скотоводством, и жилище устраивается на повозках, — такому народу как не быть непобедимым и неприступным?".

Необходимость защиты от вооруженных нападений требовала от кочевников определенного уровня организации военного дела. Первым шагом в этом направлении было выделение из массы рядовых пастухов военных вождей — "царей" — и создание союзов скифских племен, что усиливало "федерацию" в военном отношении и, в какой-то степени, снимало неизбежные трения между небольшими кочевыми коллективами.

Не рассматривая подробно географию расселения этих племен, отметим, что территорию равнинного Крыма контролировали, по мнению большинства исследователей, так называемые "царские скифы", которые, со слов Геродота, "всех прочих скифов считали своими рабами".

В VII-VI веках до н.э. они продвигались со своими стадами в глубь полуострова только на зиму. В другие времена года крымские степи видели, пожалуй, лишь отдельные военные отряды кочевников, совершавших грабительские набеги на кизил-кобинские деревни. Может быть, образ участника такого рейда запечатлел автор римского времени Климент Александрийский.

"Иногда, - сообщает он, - скиф пренебрегает и повозкой: ее величина кажется варвару богатством, и, оставив роскошь, скиф живет в доме, самодовлеющем и более легком, чем повозка; взяв коня и сев на него, скиф несется, куда хочет; мучимый голодом, он требует пищи у коня, и последний предоставляет ему свои жилы и отдает все, что имеет — свою кровь; таким образом, конь является для кочевника и средством передвижения, и пищей". Этот портрет скифа-фантома мы помещаем в воссозданную по данным археологии картину. Фоном ее выступают почти безлюдные к началу VI века до н.э. степные районы восточного Крыма.

Уздечные бляхи, VI - V века до н.э. Скифский меч-акинак
Уздечные бляхи. Бронза. VI - V века до н.э. - Скифский меч-акинак

 
Предисловие Е. А. Катюшина
Введение в историю города

---краткая геологическая история Крыма
---от палеолита до энеолита
---достижения бронзового века
---киммерийцы, кизил-кобинцы, тавры
---воинственные ираноязычные скифы
Этап первый: Феодосия
---выбор места для основания города

---заботы греческих переселенцев
---сельские поселения Боспора
---административный статус округи
---присоединение Феодосии к Боспору
---расцвет античной экономики города
---античный курганный некрополь

---погребальные обряды и верования
---переплетение культур в мифах
---кризис античного города-полиса
---восстание Савмака и последствия
---крушение Боспорского царства
---изменения феодосийской хоры
---появление в обиходе имени Кафа
---конец истории античной Феодосии
---примечания к разделу: 1-43; 44-87

Этап второй: Каффа
---предпосылки расцвета Каффы
---география генуэзских колоний
---основание генуэзской колонии
---начало возведения крепости
---крепостные башни и цитадель
---военные конфликты и торговля
---направления транзитной торговли
---социально-правовые статусы
---территориальное деление города
---планировка внешней крепости
---устройство морского фасада
---структура городских ворот
---большие морские ворота
---рельефная символика зданий
---мирное сосуществование религий
---особенности городских церквей
---нарушение этнического принципа
---торговый перекрёсток Восток-Запад
---чеканка собственной монеты
---жизнь регламентированная Уставом
---административный аппарат властей
---подготовка к внешним угрозам
---начало финальной главы истории
---в поиске новых источников доходов
---наёмное войско и ополчение горожан
---последние годы существования
---крымский хан начинает войну
---захват генуэзских городов турками
---примечания: 1-47; 48-87; 88-135; 136-171
Этап третий: Кефе
---после разгрома итальянских колоний
---в иерархии османских владений
---двенадцать железных ворот города
---особенности архитектурного пейзажа
---мечети турецкого периода истории
---система городского водоснабжения
---экономическая деятельность татар
---развитие культуры крымских татар
---международные столкновения
---затяжной характер борьбы за Крым
---возвращение греческого имени
---полная перестройка города
---примечания к разделу: 1-34; 35-78
 
 


 

Культура и искусство: другие ресурсы
Администратор сайта:
kimmeria@kimmeria.com

 
 

- на главную -

 
 
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
 
     
  © 2011-2016 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)