Генуэзская гостиница  (фото начала 20-го века), ныне музей Древностей Феодосийский музей Древностей (краеведческий)
Феодосийский музей Древностей (краеведческий музей) - один из старейших музеев Европы, старейший провинциальный краеведческий музей Российской империи; утверждён указом императора Александра I в ноябре 1810 года, открыт в мае 1811 года попечительством феодосийского градоначальника С. М. Броневского.
Здание краеведческого музея в Феодосии
 

Остатки расписной штукатурки, I - III века
Остатки расписной штукатурки, I-III века

Полихромные бусы (стекло, фаянс), I-III века
Полихромные бусы (стекло, фаянс), I-III века

Алтарь, терракота, I век
Алтарь, терракота, I век

Бусы (горный хрусталь, янтарь), I-III века
Бусы (горный хрусталь, янтарь), I-III века

Рыболовецкие снасти,  I - III века
Рыболовецкие снасти,  I-III века

Полихромные бусы (стекло, фаянс) III век н.э.
Полихромные бусы (стекло, фаянс) III век н.э.

Домашний очаг, I - III века
Домашний очаг, I-III века

 

 

  Зал №1 - природа Феодосии
Зал №2 - археология (малый зал)
  Зал №4 - Караимская слобода
Зал №5 - Великая Отечественная война
       
  Зал №3 - археология (большой зал)
Греческая колонизация Крыма
История античной Феодосии
Соперничество с Боспором
Феодосия покорённая Боспором
Античные ремёсла и торговля
Курганный античный некрополь
Взаимопроникновение культур
Держава Митридата VI Евпатора
Сарматизация Боспора
Этногенез племён в эпоху Рима
  Великое переселение народов
Степные культуры Причерноморья
Эпоха Золотой Орды в Крыму
Генуэзцы и венецианцы в Крыму

Блистательная Каффа генуэзцев
Эпиграфические памятники Каффы
Каффа - многонациональный город
Торговые связи генуэзской Каффы
Завоевание Каффы турками
Османская Кефе - Кучук-Стамбул

Сарматизация Боспора

В первые века новой эры изменился этнический состав населения Боспорского государства. Увеличился приток на Боспор сармат. Сарматы расселялись на хоре, проникали в города. Боспорская культура сарматизировалась. Одним из наиболее значительных поселений сармат на Боспоре было сельское поселение близ современной деревни Семеновка на берегу Азовского моря к северо – востоку от Феодосии.

Поселение возникло в конце III – начале II веков до н.э. Его площадь составляла около 3 тысяч кв.м. Поселение имело террасную планировку, было укреплено оборонительными стенами. Дома имели каменные стены и земляные крыши. В ходе археологических раскопок найдены многочисленные железные сельскохозяйственные орудия: лемехи плугов, косы, мотыжки, садовые ножи. Эти орудия, а также большие зерновые ямы, расположенные вне укреплений, обугленное зерно, свидетельствуют о развитом земледелии и садоводстве.

Важную роль в хозяйстве играло рыболовство: при раскопках обычными находками являлись рыболовные крючки, каменные и глиняные грузила. Бытовой инвентарь довольно однороден, преобладают лепные сосуды различных форм, однако встречается и привозная малоазийская краснолаковая посуда. В одном из домов был обнаружен глиняный очаг с обугленным зерном.

В экспозиции также представлены остатки румян, разнообразные украшения из некрополя поселения. Жители поселка, скорее всего, являлись свободными или полусвободными людьми, платившими подати боспорским царям. Погибло поселение около 240 года н.э.

В первые века новой эры изменился этнический состав населения Боспорского государства. Увеличился приток на Боспор сармат. Сарматы - кочевые ираноязычные племена, родственные скифам по языку и образу жизни, но отличающиеся от них происхождением и материальной культурой. Название народа "сарматы" или равнозначное ему "сирматы" появляется в источниках IV в. до н.э. и обозначает племена, жившие на Правобережье Танаиса. Многие исследователи полагают, что сарматы произошли от савроматов - народа обитавшего в геродотово время к востоку от Танаиса (соврем. Северский Донец).

Греческий историк Геродот сообщает нам о происхождении сармат. По тексту его рассказа можно заключить, что сарматы происходят от союза скифов и амазонок. Разумеется, что Геродот только изложил бытовавшую в то время легенду. Однако в то же время он сообщает и важные подробности. К примеру, Геродот пишет о высоком социальном статусе женщин у сармат, что подтверждается многими другими авторами, а в наше время результатами археологических исследований - почти все богатейшие сарматские погребения принадлежали именно женщинам.

До греческой колонизации крымского полуострова, сарматы вели вольный, кочевой образ жизни. Получить представление об этом мы можем из отрывка сочинения еще одного греческого историка, Страбона: "...их войлочные палатки прикрепляются к кибиткам, в которых они живут. Вокруг палаток пасется скот, молоком, сыром и мясом которого они питаются. Они следуют за пастбищами, всегда по очереди выбирая богатые травой места, зимой на болотах около Меотиды, а летом на равнинах".

Сарматы постепенно смешиваются с греческим населением крупных и небольших полисов. Среди жителей городов появляется множество людей, носивших иранские имена. Под воздействием сармат изменилось вооружение и одежда. Сарматы стали хоронить своих соплеменников среди греков в городских некрополях. Происходит "варваризация" культуры греков. Так же, сарматы, заселяют и сельскую округу греческих городов - хору. Одним из наиболее значительных поселений сармат на Боспоре было сельское поселение близ современной деревни Семеновка на берегу Азовского моря к северо – востоку от Феодосии.

Поселение возникло в конце III – начале II веков до н.э. Его площадь составляла около 3 тысяч кв.м. Поселение имело террасную планировку, было укреплено оборонительными стенами. Дома имели каменные стены и земляные крыши. В ходе археологических раскопок найдены многочисленные железные сельскохозяйственные орудия: лемехи плугов, косы, мотыжки, садовые ножи. Эти орудия, а также большие зерновые ямы, расположенные вне укреплений, обугленное зерно, свидетельствуют о развитом земледелии и садоводстве.

Важную роль в хозяйстве играло рыболовство: при раскопках обычными находками являлись рыболовные крючки, каменные и глиняные грузила. Бытовой инвентарь довольно однороден, преобладают лепные сосуды различных форм, однако встречается и привозная малоазийская краснолаковая посуда. В одном из домов был обнаружен глиняный очаг с обугленным зерном.

В экспозиции также представлены остатки румян, разнообразные украшения из некрополя поселения. Жители поселка, скорее всего, являлись свободными или полусвободными людьми, платившими подати боспорским царям. Погибло поселение около 240 года н.э.

 

Каменные грузила для рыболовных сетей
Каменные грузила для рыболовных сетей

Раковина с остатками румян, I - III века
Раковина с остатками румян, I-III века

Полихромные бусы (стекло), I-III века
Полихромные бусы (стекло), I-III века

Краснолаковое блюдо,  I - III века
Краснолаковое блюдо,  I-III века

Бусы (стекло,египетский фаянс), I-III века
Бусы (стекло,египетский фаянс), I-III века

Железные серпы, I - III века
Железные серпы, I-III века

Светильники и курительница,  I - III века
Светильники и курительница,  I-III века

 


 

Культура и искусство: другие ресурсы
Администратор сайта:
kimmeria@kimmeria.com

 
 

- на главную -

 
 
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
 
     
  © 2011-2016 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)