Генуэзская гостиница  (фото начала 20-го века), ныне музей Древностей Феодосийский музей Древностей (краеведческий)
Феодосийский музей Древностей (краеведческий музей) - один из старейших музеев Европы, старейший провинциальный краеведческий музей Российской империи; утверждён указом императора Александра I в ноябре 1810 года, открыт в мае 1811 года попечительством феодосийского градоначальника С. М. Броневского.
Здание краеведческого музея в Феодосии
 

Одноручные кувшины
Одноручные кувшины

Краснолаковая солонка
Краснолаковая солонка

Сероглиняный кувшин
Сероглиняный кувшин

Краснолаковые чашки
Краснолаковые чашки

Гончарная посуда. Кувшины.
Гончарная посуда. Кувшины.

 
 

 

  Зал №1 - природа Феодосии
Зал №2 - археология (малый зал)
  Зал №4 - Караимская слобода
Зал №5 - Великая Отечественная война
       
  Зал №3 - археология (большой зал)
Греческая колонизация Крыма
История античной Феодосии
Соперничество с Боспором
Феодосия покорённая Боспором
Античные ремёсла и торговля
Курганный античный некрополь
Взаимопроникновение культур
Держава Митридата VI Евпатора
Сарматизация Боспора
Этногенез племён в эпоху Рима
  Великое переселение народов
Степные культуры Причерноморья
Эпоха Золотой Орды в Крыму
Генуэзцы и венецианцы в Крыму

Блистательная Каффа генуэзцев
Эпиграфические памятники Каффы
Каффа - многонациональный город
Торговые связи генуэзской Каффы
Завоевание Каффы турками
Османская Кефе - Кучук-Стамбул

Курганный античный некрополь

В середине XIX века начались исследования курганного некрополя античной Феодосии. В числе первооткрывателей древностей феодосийских курганов были видные ученые: камер–юнкер, князь А. А. Сибирский, хранитель Феодосийского музея древностей Е. Ф. де – Вильнев, хранитель Керченского музея А. Е. Люценко, а также художник И. К. Айвазовский. Главная цель археологических экспедиций того времени заключалась в поиске вещей для пополнения коллекции Императорского Музея Нового Эрмитажа. Раскопки Феодосийского некрополя не обманули ожиданий.

В 1853 году в одном из курганов И. К. Айвазовский обнаружил уникальный комплекс золотых украшений, хранящийся ныне в Государственном Эрмитаже города Санкт–Петербурга. Часть находок экспедиции 50–х годах XIX века – керамика, фрагменты терракотовых статуэток и пр. – были переданы в Феодосийский музей древностей.

В 90–е годы XIX века античный курганный некрополь на горе Тепе–Оба исследовал А. Б. Бертье-Делагард. В 70–90–е годах ХХ века раскопки курганов проводились экспедициями ФКМ. В 1994 году участок курганного некрополя античной Феодосии на горе Тепе–Оба был исследован в ходе работы совместной украинско–французской экспедиции (руководитель раскопок Е. А. Катюшин).

Некрополи древнегреческих городов располагались за пределами поселения. Право погребения в городе получали лишь особо выдающиеся личности. В колониях в центре города около агоры обычно хоронили основателя колонии – ойкиста.

Типы могил очень разнообразны: грунтовые могилы в виде простых ям; плитовые, когда могила обкладывалась плитами; черепичные могилы складывали из черепицы виде прямоугольных ящиков, либо над телом умершего ставили черепицы в виде двускатной крыши; сырцовые, когда стенки могил обкладывали сырцовыми кирпичами. Существовали могилы более сложных конструкций – склепы: земляные, сырцовые, каменные или вырубленные в скале. Над могилами насыпали небольшой земляной холмик и ставили надгробный памятник.

В большинстве исследованных погребениях некрополя античной Феодосии зафиксирован обряд кремации: после сожжения трупа пепел погребали в урнах. Урны для пепла делали из глины и бронзы, в качестве урны могли использовать разные типы крупных ваз. В экспозиции представлена редкая расписная амфора стиля «Гадра» из Александрии Египетской, которая была использована в качестве урны в погребении начала III века до н.э. Она было найдена в 1972 году при исследовании кургана на мысе Святого Ильи.

На Боспоре, в условиях дефицита леса, широко распространился обряд трупоположения. Гробы делали из глины или из дерева. Иногда гроб ставили в саркофаг, который мог быть деревянным, часто богато орнаментированным или каменным. Стенки саркофага дополнительно украшались. В экспозиции – гипсовые налепы саркофага. Детей часто хоронили в амфорах.

С могилы клали разнообразные сосуды, чаще всего лекифы, вещи, принадлежавшие умершему. Признаками женского погребения являются зеркала, а мужского – оружие, инвентарь атлетов: стригили – скребки, которыми спортсмены очищали свое тело от пыли и грязи, - алабастры и арибалы. В могилы ремесленников иногда клали инструменты, а в детские могилы – игрушки. Существовал обычай оставлять с покойником медную монету (обол) для уплаты Харону за перевоз души умершего через реку забвения Стикс в подземное царство (так называемый «обол Харона»). Часто в могилы помещали зажженный светильник. На могиле совершали тризну.

При раскопках Феодосийского курганного некрополя IV века до н.э. обычными находками являются краснофигурные пелики. Роспись на их стенках воспроизводит мотивы древнегреческих мифов, связанных с Причерноморьем: амазономахии (сражений амазонок), изображения аримаспов, грифонов, фигуры участников мистических процессий.

Производилась основная масса подобных ваз IV – III веках до н.э. в Афинах. А местом находки большинства пелик является территория Боспорского государства. Сюжеты росписей подбирались из расчета на потребности покупателей, живших в Северном Причерноморье. Такие вазы были массовыми ремесленными изделиями. Отпечаток массового производства несет и беглый стиль росписей. Подобный стиль принято называть «керченским».

 

Краснолаковая гончарная чашка
Краснолаковая гончарная чашка

Краснолаковый одноручный кувшин
Краснолаковый одноручный кувшин

Краснолаковая чашка с петлевидными ручками
Краснолаковая чашка с петлевидными ручками

Краснолаковая посуда
Краснолаковая посуда

Сероглиняные пелики
Сероглиняный пелик

 

 

 


 

Культура и искусство: другие ресурсы
Администратор сайта:
kimmeria@kimmeria.com

 
 

- на главную -

 
 
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
 
     
  © 2011-2016 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)