Генуэзская гостиница  (фото начала 20-го века), ныне музей Древностей Феодосийский музей Древностей (краеведческий)
Феодосийский музей Древностей (краеведческий музей) - один из старейших музеев Европы, старейший провинциальный краеведческий музей Российской империи; утверждён указом императора Александра I в ноябре 1810 года, открыт в мае 1811 года попечительством феодосийского градоначальника С. М. Броневского.
Здание краеведческого музея в Феодосии
 


   

Крымское общество естествоиспытателей и любителей природы
Крым :: Путеводитель
(издано во второй половине 20-х годов 20-го века)
к содержанию

назад::страница_46::дальше

II. Северный Крым.
Часть 8. Бахчисарай (4/7)

В настоящее время в Бахчисарае существует Кустарно-промышленный техникум народов Востока, в котором обучаются прикладному искусству не только татары Крыма, но и казанские, астраханские, азербайджанские татары, а также узбеки, кавказские горцы и др. (всего 22 национальности). Техникум имеет 4 учебных мастерских: коврово-ткацкую, вышивальную, химико-красильную и столярную с 5-летним курсом.

В школе 140 человек учащихся, около 20 преподавателей и инструкторов, школа готовит квалифицированных работников по кустарной и художественной промышленности Востока на смену прежним кустарям (с начала 1929/30 учебн. года техникум за отсутствием в Бахчисарае достаточных помещений предположено перевести в Феодосию). В городе 5 школ первой ступени, из которых 4 татарских, две 7-милетних школы (татарская и смешанная), есть рабочая школа для взрослых, политшкола и комсомольская.

Из других культурно-просветительных учреждений надо отметить 4 клуба, библиотеку, любительский кружок драм. искусства, кино, отделение Общества по изучению Крыма, ежегодные курсы по подготовке квалифицированных экскурсоводов. Местный женотдел ведёт энергичную работу по раскрепощению женщин и приобщению их к общественной работе.

Дом работников просвещения, помещающийся в б. кофейне "Европа" в приходе Арслан-Ага, №1, ведёт большую культурно-просветительную работу силами татарского учительского актива по самопереподготовке, советизации быта и внедрению ново-тюркского алфавита. Вся эта сложная культурная работа - ломка старых устоев жизни, комсомол, раскрепощение женщины, новая школа, кооперирование кустарей на базе машинизации производства, резко отличают новый Бахчисарай от старого патриархального.

Памятники старины в Бахчисарае. Бахчисарай, что значит дворец в садах (бахча - сад, сарай - дворец), ныне районный город, существует с конца XIV века, стал столицей Крымского ханства с 1432 года - времени вступления на престол Хаджи-Гирая. До тех же пор столица была в Солхате, ныне Старом Крыму (см. ниже статью "из Симферополя в Феодосию").

Из наиболее замечательных памятников старины в городе является Ханский дворец (Хан-сарай), расположенный в центре на главной улице, от которой отделяется речонкой Чурук-Су. От набережной Чурук-Су ведут в большой двор дворца ворота, по обе стороны которых находятся: справа - так называемый царский флигель, слева - двухэтажный "графский" (в нижнем этаже живёт проводник по дворцу). Дворец расположен с правой стороны двора (от ворот), с левой - ханская мечеть и кладбище. В конце двора помещается библиотека по изучению Востока.

Дворец был построен в 1503 году (909 год Хиджры) ханом Менгли-Гираем. В 1736 году был сожжён войсками Миниха, остались только бани, кладбище; выстроенный заново, он подвергался разорению в 1738 году во время похода Ласси и в 1771 году войсками князя Долгорукова-Крымского. Находясь уже в руках русских, Дворец претерпел несколько реставраций, вследствие чего прежний облик его всё более искажался, так как реставраторы, не будучи знакомы с характером стиля его постройки, разрисовывали его каждый по своему - пёстро и грубо.

Внутри Дворца не осталось и следа от той относительной роскоши, которая могла быть при ханах. Особенно он пострадал во время Крымской кампании 1854-55 годов, когда в нём был военный госпиталь почти в течение двух лет. Несмотря, однако, на это, он представляет большой интерес в историческом отношении и как памятник татарского искусства.

Гернгросс в своём описании Ханского дворца (журн. "Старые годы", 1912 год) говорит, что "в старейших его частях встречаются следы арабо-персидского и турецкого стилей, с одной стороны, и итальянского ренессанса - с другой".

назад::страница_46::дальше

   


 

Культура и искусство: другие ресурсы
Администратор сайта:
kimmeria@kimmeria.com

 
 

- на главную -

 
 
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
 
     
  © 2011-2016 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)