Генуэзская гостиница  (фото начала 20-го века), ныне музей Древностей Феодосийский музей Древностей (краеведческий)
Феодосийский музей Древностей (краеведческий музей) - один из старейших музеев Европы, старейший провинциальный краеведческий музей Российской империи; утверждён указом императора Александра I в ноябре 1810 года, открыт в мае 1811 года попечительством феодосийского градоначальника С. М. Броневского.
Здание краеведческого музея в Феодосии
 

И. В. Тункина - Открытие Феодосии - Страницы археологического изучения Юго-Восточного Крыма
и начальные этапы истории Феодосийского музея древностей, 1771-1871


   

начало::назад::страница_74::дальше

«2. Золотой сфинкс, имеющий голову женщины в диадеме» (как отмечено выше, скорее всего найден в первом погребении вместе с плетеным ожерельем с головкой льва на одном конце и геракловым узлом с петлей на другом, см. ил. 242-243);

«3. Золотое кольцо» (в списке находок, поступивших в Эрмитаж — «11. Золотой перстень, несколько расплавившийся с одного края»; Ф. А. Жилем описано как «золотое кольцо с плоским камнем», «наполовину сплавленное, вероятно, при сожигании тела на костре» [122]);

4. «Золотые серьги» (в перечне «Извлечения...» — «к) пара золотых серег, в виде виноградной кисти»; в списке предметов, поступивших в Эрмитаж — «15 и 16. Пара серег, представляющих виноградную кисть» (ил. 251) [123]);

5. Три золотых пластинки (бляшки) «в двух вариантах» (в «Извлечении...» — «три головы Медузы, оттиснутые на басебном [тисненом. — И. Т.] золоте»; в списке предметов, поступивших в Эрмитаж — «17,18,19. Три маленьких отпечатка головок на золотом листе» (ил. 252) [124]).

В третьем кургане найдены: «1. Маленькая золотая головка быка» (в описи находок — «14. Бычачья голова из дутого золота в виде подвески» [125]. Скорее всего, эта подвеска происходит из раскопок Сибирского 1852 г., см. выше, ил. 231);

2. «Пара браслетов из позолоченного серебра» (скорее всего, де Вильнёвым повторно описаны предметы, найденные Б первом кургане, см. № 12);

3. «Два глиняных лакриматория» [126]

В четвертом кургане обнаружили:

«1. Глиняную статуэтку в виде двух держащихся за руки женщин в задрапированных одеждах, на их плечах сидит ребенок, он тоже в задрапированной одежде» (в описи находок отнесены к «украшениям гробницы» [127], в перечне вещей, поступивших в Эрмитаж — «2. Две женские фигуры, держащие на плечах изображение божества» [128] (ил. 253);

«2. Глиняный лакриматорий» [129].

В письме И. К. Айвазовскому от 31 июля 1853 г. Л. А. Перовский упомянул также «украшения женской одежды из вытисненного золота» (16 экземпляров), представляющих «соединение нескольких листков», видимо, бляшки в виде цветка лотоса (ил. 249), и «три головы Пана» (ил. 250) [130]. Из сохранившихся документов неясно, где именно они были найдены. Неизвестно и место находки другого золотого предмета, упомянутого в «Извлечении...» — «д) золотая булавка с изображением передней части какого-то мифического животного с львиною головою, бараньими рогами и крыльями»; в описи находок, поступивших в Эрмитаж — «4. Булавка, изображающая голову грифона» (ил. 254) [131].

В том же письме Л. А. Перовский высказал ряд методических рекомендаций по проведению работ, в частности, совет сносить курганную насыпь до материка — «при раскопке следует срывать курган до основания, чтобы обнаружить все находящиеся в нем гробницы», при находках расписной керамики не потерять ее куски, так как разбитые вазы «подлежат восстановлению», а в случае открытия серебряных или медных монет «нужно быть особенно внимательными» из-за их большой нумизматической ценности [132].

4 августа 1853 г. Л. А. Перовский известил И. К. Айвазовского, что полученные находки были представлены императору Николаю I, который остался ими очень доволен и повелел препроводить вещи в Эрмитаж [133]. В следующем письме от 10 октября 1853 г. министр уведомил профессора морской живописи, что ему «приятно было получить письмо с рисунками найденных вещей» и просил переслать новые находки в Петербург [134]. К сожалению, письмо И. К. Айвазовского с рисунками находок в архивном деле отсутствует.

начало::назад::страница_74::дальше

   


 
 

Фоторепортаж о мастер-классе "Древний Египет. Секрет папируса"
Автор и организатор мастер-класса – филолог Надежда Графова
вернуться назад :: смотреть дальше

 
 

 

Культура и искусство: другие ресурсы
Администратор сайта:
kimmeria@kimmeria.com

 
 

- на главную -

 
 
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
 
     
  © 2011-2016 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)