Интерпретация сюжета изображений также дискуссионна. М. И. Максимова впервые высказала предположение, что здесь запечатлено состязание юношей-апобатов (буквально «сходящих с колесницы»), которые должны соскочить на ходу с мчащейся квадриги, управляемой Никой, символизирующей победу в состязании. Слева от фигурки богини изображен обнаженный воин-апобат со щитом в левой руке, правой рукой держащийся за передок колесницы, немного согнувший колени и откидывающий назад корпус для прыжка; высота фигурки 0.7 см [104].

Показательно, что Ника в паре с апобатом известна только на феодосийских серьгах. На взгляд одних ученых, эта сцена могла воспроизводить реальные состязания с целью напомнить владелице серег о победе в агоне апобатов того, кто подарил ей это украшение [105]. Напротив, М. В. Скржинская полагает, что здесь, как и на других ювелирных произведениях той эпохи, изображены исключительно мифологические персонажи гигантомахии (сражения богов с гигантами), соответственно, на серьгах представлена Ника-возница на боевой колеснице и апобат — Геракл, собирающийся спрыгнуть с колесницы для боя с гигантами. Натурой для ювелира могли послужить либо реальные панафинейские состязания апобатов, либо какая-то афинская скульптура, так как на агоны апобатов допускались исключительно афиняне [106].

«3. Золотая цепочка со сфинксом, с каждого края цепочки голова медведя» (в «Извлечении…» описано как «г) такое же проволочное ожерелье, с львиными головками на концах»; в описи вещей, поступивших в Эрмитаж — «9. Ожерелье из плетеной золотой цепочки с фермуаром, представляющим с одной стороны львиную голову, а с другой — узел, и с подвеской, изображающей сфинкса» [107] (ил. 242-243); в перечне «Извлечения…» — «1) золотой сфинкс с диадемою на голове»). Подчеркну, что та же подвеска со сфинксом (ил. 243) по ошибке повторно отнесена де Бильнёвым к погребению во втором кургане. М. Пфроммер датировал комплекс № 1 (РК 169) началом III в. до н.э. [108]

4. Золотое ожерелье из 48 бусинок (в перечне «Извлечения…» — «в) ожерелье из круглых дутых бус»; в описи предметов, поступивших Б Эрмитаж — «7. Ожерелье из тонких дутых золотых бус»; в ДБК описано как золотое «ожерелье из 46 гладких золотых шариков с застежками на концах» [109]).

Средневековый город в Западной Европе. Основные алгоритмы возникновения средневекового города: спонтанное поселение и его планируемое «создание».

5. Золотое колье из 20 круглых чеканных бусин, 26 круглых бусин меньшего размера и 16 бусин овальной формы (в перечне «Извлечения…» — «о) ожерелье из золотых бус с филигранными на них украшениями и с привесками в виде амфор»; в перечне вещей, поступивших в Эрмитаж — «8. Ожерелье из золотых бус с филигранными на них украшениями, с подвесками, имеющими форму амфоры» (ил. 237) [110]);

6. «Золотое кольцо грубой работы» (в описи вещей, поступивших в Эрмитаж — «10. Золотой перстень гладкий»; в ДБК описано как золотое кольцо с плоским камнем [111]);

7. «Золотое кольцо с камнем, на котором выгравирован ибис» (в описи находок, поступивших в Эрмитаж — «12. Перстень с камнем кальцедона [карандашом исправлено — халцедона. — И. Т.], на котором вырезан аист» (ил. 244) [112]);

8. «Золотое кольцо змеевидной формы с дельфинами на концах» (в перечне «Извлечения…» — «витое кольцо»; в перечне находок, поступивших в Эрмитаж — «13. Золотое кольцо, сделанное спиралью» (ил. 245) [113]);

9. «Серебряная медаль» [монета. — И. Т.], на одной из сторон которой изображена безбородая мужская голова;

11. «Бронзовая медаль [монета. — И. Т.] плохой сохранности»;

12. «Пара серебряных браслетов, на концах которых золотые львы» (в перечне — «2. Пара браслетов из позолоченного серебра» (в перечне «Извлечения…» — «и) двое серебряных зарукавьев витых, с золотыми концами»; в списке вещей, поступивших в Эрмитаж — «5 и 6. Два серебряных браслета, сделанные спиралью, с золотыми оконечностями, представляющими львиные головы» (ил.246) [114]);

13. «Три одинаковых разбитых глиняных барельефа с изображением женской фигуры» (в описи находок один из них отнесен к «украшению гробницы» [115], в описи вещей, поступивших в Эрмитаж — «1. Фигура в виде барельефа, изображающая богиню» (ил. 247) [116]);

14. «Статуэтка из обожженной глины, изображающая кормилицу с ребенком на руках»;

15. «Восемь глиняных медальонов, представляющих всадника, разящего чудовище» (в «Извлечении…» описаны как медальоны «с оборонными изваяниями амазонок, поражающих оленей»; в описи находок отнесены к «украшениям гробницы» (всего семь штук [117]); в списке вещей, поступивших в Эрмитаж — «3,4, 5, 6, 7, 8, 9. Семь глиняных медальонов, совершенно одинаковых, на котором изображен охотник верхом на грифоне, убивающий оленя» (ил. 248) [118]);