В первом из курганов, лежавшем «впереди прочих», художник открыл «земляную гробницу» (грунтовую яму в материке) с золотыми вещами; во втором кургане, расположенном позади первого — кувшин с сожженными костями, перемешанными с углем и золой (кремацию в сосуде); в третьем, находящемся несколько левее означенных, -— «жженную гробницу» (кремацию) с «кусочками расплавленного в ней золота».

О первых результатах работ И. К. Айвазовский уведомил министра уделов Л. А. Перовского письмом от 6 июля 1853 г. (ил. 235):

«Ваше Сиятельство
Милостивый государь
Граф Лев Алексеевич!

При всем моем желании приступить немедленно по приезде моем к раскопке курганов в Феодосии я не мог начать работы ранее 28 июня по недостатку рабочих, которые были заняты уборкою хлеба в деревнях. До вчерашнего числа открыли пять курганов, в которых ничего не нашли, кроме разбитых кувшинов с углями и золой, но вчера, т. е. в пятом кургане, нашли просто под землей, в золе, золотую женскую голову самой изящной работы и несколько золотых украшений, как видно, с женской наряды [85], также куски прекрасной вазы, как лучший этрузскои вазы [86].

С этой же почтой отправляю к Вашему Сиятельству эту головку, и также несколько древних монет, которых я купил в Феодосии и которые найдены в самом городе. Как новый и неопытный археолог, не смею дать своего мнения, но что касается до головки золотой, то, как артист, я в восхищении за Феодосией. [Эта находка] [87] дает надежду, что не напрасны будут наши груды, и все эти открытия доказывают, что древняя Феодосия была на этом же месте.

После того как ремонт квартиры завершён наверняка на Ваши волосы и ногти не взглянешь без слез. Самое время начать использовать пантенол шампунь для поврежденных волос. Если им пользоваться вместе с капсулами пантенол 40, то ногти снова будут розовыми и гладкими.

С последней почтой я имел честь получить письмо Вашего Сиятельства с вложением 2000 руб. сер. на постройку кордона. Подрядчик взялся [советом] выстроить за 1700 руб. сер. и к 1 апреля 1854 года будет готов. На остальные деньги по указанию Вашему куплю камней и на раскопку канавы по границе Вашего участка.

С чувством глубочайшего высокопочитания, имею честь быть,
Милистивейший государь
Вашего Сиятельства
Покорнейшим слугой
И. Айвазовский
Феодосия, 6 июля 1853» [88].

Дело в том, что зная о массовом характере грабительских раскопок на юге России, министр уделов задумал оградить кордоном с охраной места проведения археологических исследований и приобретенный в собственность участок земли, на котором планировал построить археологическую базу по аналогии с уже существовавшей на Таманском полуострове близ сг. Сенной (античная Фанагория) [89] как опорный пункг охраны, место проживания археологов, а также первичной камеральной обработки и хранения находок. Однако сначала из-за административных препон, затем из-за начавшейся в октябре 1853 г. Крымской войны и смерти графа Л. А. Перовского это полезное начинание не было претворено в жизнь.

Сведения о раскопках И. К. Айвазовского подтверждаются единственным рапортом Е. Ф. де Вильнева в ООИД № 7 от 26 ноября 1853 г. с перечнем находок [90]. Согласно этому донесению, было вскрыто 22 кургана, в большинстве которых оказались только «разбитые амфоры, пепел, уголь и жженые кости». Лишь четыре кургана содержали погребальный инвентарь, при этом количество могил, способы погребения (трупоположение, кремация) и описание их конструкций в каждом кургане, как и место находок погребального инвентаря, хранителем Феодосийского музея не указаны. К сожалению, свое обещание обществу «дополнить эти сведения» позднее Е. Ф. де Вильнёв не выполнил [91].

«Небольшая насыпь, в которой найдена была Айвазовским гробница с золотыми вещами, — уточнял директор Керченского музея древностей А. Е. Люценко, — находится поблизости монастыря Св. Илии, на крутом берег)7, несколько выдавшемся в море, между двумя курганами довольно значительной величины» [92].