Генуэзская гостиница  (фото начала 20-го века), ныне музей Древностей Феодосийский музей Древностей (краеведческий)
Феодосийский музей Древностей (краеведческий музей) - один из старейших музеев Европы, старейший провинциальный краеведческий музей Российской империи; утверждён указом императора Александра I в ноябре 1810 года, открыт в мае 1811 года попечительством феодосийского градоначальника С. М. Броневского.
Здание краеведческого музея в Феодосии
 

И. В. Тункина - Открытие Феодосии - Страницы археологического изучения Юго-Восточного Крыма
и начальные этапы истории Феодосийского музея древностей, 1771-1871


   

начало::назад::страница_54::дальше

На заседании ООИД 25 октября 1851 г. де Вильнёв доложил членам общества, что он «сделал большой запас» рисунков с изображением крымских древностей — византийских, генуэзских, татарских и пр., намереваясь издать «Исторический и живописный альбом Тавриды» с кратким объяснительным текстом [102]. Хранитель музея просил содействия сочленов в его публикации. Общество подписалось на 2 экз. альбома из расчета 50 руб. серебром за экземпляр [103] — огромную по тому времени сумму, так как первый том «Записок» стоил 3 руб. серебром (или 24 руб. ассигнациями) за экземпляр, а первые три тома — 7 руб. серебром [104].

Для сравнения, первое издание крымских литографий К. Боссоли [105] стоило всего 20 руб. ассигнациями. Издававшийся отдельными тетрадками при финансовой поддержке М. С. Воронцова [106] и прусского принца Карла альбом де Вильнёва с пояснениями на французском языке включал карту Феодосии, снятую архитектором Лидерицем (Людерицем) (ил. 194) и литографированные виды Юго-Восточного Крыма: более трех десятков памятников Феодосии, Отуза, Судака, Карагоза, а также Севастополя, Балаклавы, Инкермана, Карадага, Гурзуфа, Алушты, Керчи.

Рисунки, послужившие основой цветным и черно-белым литографиям, были выполнены феодосийским художником В. Руссеном (ил. 68, 70-74, 84). Альбом открывается видом Феодосии И. К. Айвазовского (ил. 195). Полный комплект альбома отсутствует в центральных библиотеках России, скорее всего, из-за начавшейся в годы его издания Крымской войны [107] (ил. 192-193). Второе издание альбома из 25 тетрадей в уменьшенном формате (в четвертую долю листа) должно было включать 100 рисунков, стоимость книги составляла 200 франков (по 8 франков за тетрадь) или 50 руб. серебром [108], но вышло ли оно в полном виде, мне установить не удалось.

-Ваш-шиномонтаж: Мобильный шиномонтаж, куглосуточно,выездной-

Помимо Е. Ф. де Вильнёва, В. Руссена и архим. Иосифа (Карамурзы), среди жителей города появились и другие любители древностей — 19 сентября 1851 г. корреспондентом общества был избран штатный смотритель училищ Феодосийского уезда, коллежский асессор Илья Петрович Белимов [109].

Еще 5 февраля 1849 г. этот краевед представил в ООИД рисунок с барельефа, находящегося в ограде музея. В отчете общества за 1849-1850 гг. упомянуто, что смотритель Феодосийского училища Белимов поднес ему в дар план, фасад и вид армянского монастыря Св. Георгия в Феодосии, 20 восточных серебряных и 100 медных монет [110]. «Для снятия древних армянских и других надписей приняты мною меры, — сообщал он Н. Н. Мурзакевичу. — Несколько таких надписей сняты были учителем Кара Мурзою, который теперь служит в Новороссийском карантине, и отправлены были в 1845 г. Одесскому обществу истории и древностей. О собирании древних монет должен донести следующее: хотя таковые иногда и попадаются, но по сличении с рисунками, находящимися в записках общества истории и древностей, а также и в Босфоре Киммерийском [111], если оказываются известными, к тому же если и цена высока, то таковые возвращаю немедленно.

Есть у меня несколько древних монет, но они ничтожны. Никаких надписей нет, а постараюсь собрать и лучшее представить Вам» [112]. В письме от 14 октября 1850 г. с приложением пожертвованных обществу монет он докладывал Н. Н. Мурзакевичу: «Знаю, что Вам покажется удивительным, где я смог собрать такое количество, это очень просто: мне известно, что во многих частях города копают канавы, колодцы, для фундаментов строений, также в окрестности города плантации для винограда и рассаживают деревья и в продолжение лета беспрерывно терзают землю. Ученики, это любознательное племя, с рысьими глазами, хотя и не все, в свободное от учения время бывают при производстве сих работ, в иные дни по 5 и 6 монет находят. Сначала доставляли мне очищенные, но я запретил это. Достать же [монеты. — И. Т.] у ленивых татар, избави Боже! Они случайно иногда найдут какую-нибудь ничтожную монету и цены ей не могут определить, так их избаловали гг. путешественники и искатели древностей в Крыму» [113].

И. П. Белимов регулярно, начиная с октября 1850 г., присылал в Одессу древние монеты: в 1850 г. — 120 (20 серебряных, остальные медные), найденных им самим и его учениками в городе и его окрестностях во время строительных и сельскохозяйственных работ, в 1851 г. — 100 медных и 50 серебряных восточных монет из Феодосии и Старого Крыма, в 1852 г. — 155 медных и 40 серебряных древних монет «из разных мест» Феодосийского уезда [114]. В «Списке разным вещам, подаренным Одесскому обществу истории и древностей», под 1856 г. сохранилась запись о его очередном пожертвовании: «корр<еспондента> Белимова — собранные в Феодосии восточные монеты медные 40 [экземпляров. — И. X]» [115].

начало::назад::страница_54::дальше

   


 
 

ChildGallery. Юные художники в музее древностей
вернуться назад :: смотреть дальше


Махляр Анна, 14 лет

 
 

 

Культура и искусство: другие ресурсы
Администратор сайта:
kimmeria@kimmeria.com

 
 

- на главную -

 
 
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
 
     
  © 2011-2016 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)