Генуэзская гостиница  (фото начала 20-го века), ныне музей Древностей Феодосийский музей Древностей (краеведческий)
Феодосийский музей Древностей (краеведческий музей) - один из старейших музеев Европы, старейший провинциальный краеведческий музей Российской империи; утверждён указом императора Александра I в ноябре 1810 года, открыт в мае 1811 года попечительством феодосийского градоначальника С. М. Броневского.
Здание краеведческого музея в Феодосии
 

И. В. Тункина - Открытие Феодосии - Страницы археологического изучения Юго-Восточного Крыма
и начальные этапы истории Феодосийского музея древностей, 1771-1871


   

начало::назад::страница_45::дальше

В путевых записках П. И. Кёппена от 14 ноября 1833 г. описание Феодосии открывается сведениями о музее древностей: «В составленной пок[ойным] Галлером записке, которую сообщал мне нынешний хранитель музея, г. доктор Граперон, явствует что:

Греческих надписей — 6;
Генуэзских — 8, и сверх того 8 камней с гербами без надписей;
Барельефов — 4;
Мраморная голова (женская) — 1;
Амфоры — 2.
Сверх сего разные работы из жженой глины, как то: целая фигура, 17 головок, 9 бюстов, обломки ваз и медалей.

Медалей:
Греческих серебряных 5, бронзовых 99, почти все пантикапейские, одна фанагорийская (Аптошап), две амазские.
Серебряных римских 30.
Бронзовых римских императорских 97.

Одна камея [судя по цитате на фр, яз., искусно вырезанная камея из сердолика с изображе-
нием женской головки, покрытой «вуалью» (накидкой), которая не упомянута в указателе музея 1869г. — И. Т.].

Две окаменелости» [142] Материал взят с сайта: http://www.13med13.ru.

В описаниях П. И. Кёппена перечислены не только древнегреческие, но и генуэзские надписи. Часть средневековых эпиграфических памятников датирована им неверно — 1330, 1342, 1346, 135?, 1384, 1412 (или 1312), 1413, 1421 (две), 1474, 1523 гг. «В числе камней генуэзских 8 таких, на коих только изображены разные гербы. На одном при гербах показан 1330 г., на другом 1342 г. Прочие семь с надписями...» [143]. Гербы были «взяты из крепостных стен» [144] (ил. 102, 104). Иногда указаны места находок согласно описаниям экспонатов музея А. Галлеры и И. И. Граперона на французском языке. П. И. Кёппен цитирует описание надписи, отнесенной в описи музея к 1384 г., возможно, ныне утраченной — «доска, имеющая на одной и той же линии герб республики с двумя концами и три герба генуэзских фамилий, среди которых фамилия Феррари [145].

Ниже видна длинная надпись готическими буквами, в которой буквы настолько сближены и настолько стерты, что надпись почти не читается. Оставленные пустыми строчки и гербы были раньше заполнены мозаикой из красного и голубого стекла. Найдена на южной башне цитадели Феодосии. Граперон. Надпись дешифрована господином Лагорио»; «мраморная доска с датой 1474 г. и именем консула Юстиниана с гербами Спинолла и третьей фамилии» [146] (ил. 39-43); «камень грубой резной работы с изображением половинной фигуры, под оною пятистрочная надпись. Читать можно... МСССЬ. (135.) года» (ил. 107-111); строительная плита консула Эрмирио Мондини, ошибочно датированная 1384 г. вместо 1348 г., в честь папы Климента VI [147] (ил. 95-99); закладная плита консула Баттиста Де Франки 1413 г., по словам Граперона, была найдена на воротах цитадели (ил. 112-115) [148].

Другая строительная плита с упоминанием консула Батиста Джустиниани 1474 г. была найдена «на вратах частного дома» (ил. 39-43) [149]. П. И. Кёппеном описано надгробие с эпитафией Ланфранко Дзаккария д'Анджели и гербом рода Дзаккариа 1523 г. и процитировано описание А. Галлеры: «Камень, найденный в древней церкви в Феодосии с эпитафией на латинском языке Ланфрани Захария с датой 1 ноября 1523 г. Выше герб этой древней генуэзской фамилии. Эта надпись замечательна, поскольку она подтверждает, что в Кафе были генуэзцы после завоевания этого города турками» [150] (ил. 120-124).

О транскрипциях и переводах латинских надписей предшественников ученый писал: «Кажется, прочитано худо, а переведено отчасти наугад! Но врезанные в камень буквы очень неразборчивы, не говоря уже о готической их форме, и пр.» [151].

Осенью 1832 г. и летом 1834 г. в Феодосии побывал швейцарский путешественник Ф. Дюбуа де Монпере. Он писая, что на территории карантина «проводили раскопки, давшие небольшое количество греческих древностей, этрусские чернолаковые вазы из красной глины. Другие раскопки, произведенные в окрестностях Феодосии, в многочисленных курганах, которые тянутся к Керченскому полуострову, привели к ничтожным результатам. Раскрыв в порядке эксперимента два или три кургана, удовольствовались тем, что срыли их, не проникая вглубь земли. Там нашли лишь две вазы весьма грубой работы, меч [152] и т. д.» [153].

Грабительские раскопки «счастливчиков» активизировались после открытия в сентябре 1830 г. близ Керчи богатейшего «царского» погребения скифской эпохи Б кургане Куль-Оба, обследованного П. Дюбрюксом по поручению керчь-еникальского градоначальника И. А. Стемпковского. Массовость незаконных раскопок была такой значительной, что 9 мая 1831 г.  И. А. Стемпковский даже жаловался таврическому гражданскому губернатору А. И. Казначееву на «захват» керченских земель по ночам феодосийскими счастливчиками: «.. .Жители деревень Феодосийского уезда в противность запрещению в ночное время [выделено мной. — И. Т.] занимаются раскапыванием курганов не только в чертах Феодосийского уезда, но даже переходят на землю, принадлежавшую городу Керчь-Ениколю, для подобных работ... » [154].

начало::назад::страница_45::дальше

   


 
 

WorkShop5. Мост времени: соединяя наследие с современностью
вернуться назад :: смотреть дальше

 
 

 

Культура и искусство: другие ресурсы
Администратор сайта:
kimmeria@kimmeria.com

 
 

- на главную -

 
 
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
 
     
  © 2011-2016 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)