Генуэзская гостиница  (фото начала 20-го века), ныне музей Древностей Феодосийский музей Древностей (краеведческий)
Феодосийский музей Древностей (краеведческий музей) - один из старейших музеев Европы, старейший провинциальный краеведческий музей Российской империи; утверждён указом императора Александра I в ноябре 1810 года, открыт в мае 1811 года попечительством феодосийского градоначальника С. М. Броневского.
Здание краеведческого музея в Феодосии
 

И. В. Тункина - Открытие Феодосии - Страницы археологического изучения Юго-Восточного Крыма
и начальные этапы истории Феодосийского музея древностей, 1771-1871


   

начало::назад::страница_13::дальше

Характеристику состояния османско-татарских памятников и необходимых на их реставрацию средств Э. Паскаль привел в своем рапорте № 8 в Академию наук от 30 августа 1821 г. «Доклад о мечети и банях в городе Феодосии»,
который был заслушан на заседании Конференции ПАН 3 октября того же года. Публикую его текст в русском переводе [159].

«Бани. Во входном вестибюле свод полностью обрушился, фасадная стена осталась неповрежденной; следовательно, необходимо восстановить этот свод в кирпиче, как он и был ранее; две колонны, которые образовывали двойную арку, должны быть восстановлены с середины из тесаного камня для кладки, пол также должен быть выложен полностью заново плиткой из твердого камня; центральный вход Бань нуждается в восстановлении, так как в нем не достает большое количество камней, все полы подлежат полному восстановлению.

Своды комнат нуждаются в большом ремонте, ибо они полностью подверглись разрушению водой, которая туда проникала. Все купола снаружи были покрыты свинцом, но он был утрачен, и сейчас эти прекрасные купола полностью лишены кровли, следовательно, нужно было бы ее восстановить, либо из железа, либо — свинца, чтобы помешать еще большему разрушению; в укреплении нуждаются внутреняя часть фундамента церкви и первый большой свод, рама верхнего светового фонаря должна быть восстановлена из железа, как и на другом своде.

Этот памятник прекрасной постройки; его части очень изящны и соразмерны, следовательно, академия должна принять во внимание его сохранность; находясь в центре города и имея выгодное расположение, он, по крайней мере, будет оставлять идею великолепия подобных сооружений. Я оцениваю полный расход в сумме 10 тыс. руб., если купола покрывают железом, а если академия сочтет своевременным покрыть их свинцом, сумма будет намного больше.

Мечеть, служащая в настоящее время Музеем древностей, найденных в Крыму. Этот памятник хорошо сохранился; купол был покрыт свинцом, но он был утрачен. Для железной кровли я оцениваю расходы в сумме 800 рублей. Мечеть, служащая католической церковью. Эта мечеть большой вместимости; свинец также утрачен; если ее покрывать железом, я оцениваю расходы в сумме 2 тыс. руб.; остальная часть здания в хорошем состоянии. Фотографии певца Jandro (Александра Арутюняна) с армянской вечеринки, проходившей в Ставрополе, клубе Centurion.

Мне остается описать Большую Мечеть. Правительство приняло решение сделать из нее греческую церковь, проект был представлен и принят, но архитектор, предложенный для этой работы, [160] не сумел использовать преимущества первоначальной конструкции ; громадный главный входной вестибюль был полностью разрушен и заменен портиком, состоящим из восьми колонн, без какоголибо возвышения в их основании, так как они оказались поставленными ниже, чем основной фундамент всего помещения, что лишает его изящества и всякой соразмерности.

Большой внутренний свод, к несчастью, разрушен; он намного большего размера, чем подобный в Козлове [Евпатории. — И. Т.]. Нельзя без огорчения думать, что, извлекая выгоду из старинного здания, допустили неловкость, не воспользовавшись выгодой, приспосабливая его к обычаям христианской церкви.

Эта Мечеть была самой большой во всем Крыму и поэтому ничего не жалели для ее сооружения; все обрамления дверных и оконных проемов были из белого мрамора; от всей этой пышности остался лишь центральный вход, который единственный дает представление о том, каким мог быть [161] этот великолепный памятник.» Е. Е. Кёлер предлагал отреставрировать турецкие бани (ил. 63-65), на что необходимо было потратить 10 тыс. руб., и переместить в них Феодосийский музей, тогда размещавшийся в «темной и тесной» старой мечети (ил. 66) [162].

После второй поездки академика Е. Е. Кёлера по югу России (1821) по поручению Петербургской АН впервые были выделены бюджетные средства на охрану и реставрацию архитектурно-археологических памятников Новороссии, находящихся на государственных и общественных землях (1822). Однако необходимого финансирования в размере 10 тыс. руб. на реставрацию феодосийских бань (ил. 63-65) и 2 тыс. руб. — мечети, превращенную в католическую церковь (ил. 67-68), город так и не дождался.

Феодосийские бани, являвшиеся частной собственностью, решением Комитета министров были «назначены к сломке для очищения площади». Таврический гражданский губернатор Н. И. Перовский предписал феодосийскому городовому архитектору А. А. Коробицыну составить план и смету «для приведения феодосийской мечети, занимаемой римско-католической церковью, в приличный вид, с сохранением, если возможно, древней наружности» [163].

Минарет этой мечети был укорочен и превращен в колокольню. Но смена власти в Новороссии привела к тому, что вновь назначенный новороссийский генерал-губернатор граф М. С. Воронцов предпочел потратить выделенные средства не на реставрацию средневековых памятников, а на проведение раскопок античных некрополей и организацию специализированных археологических музеев древностей в Одессе (1825) и Керчи (1826) — в последнем предписывалось хранить древности, найденные в Феодосии и ее окрестностях.

начало::назад::страница_13::дальше

   


 
 

WorkShop5. Мост времени: соединяя наследие с современностью
Работы, представленные на финальной выставке 22 августа 2013 года
вернуться назад :: смотреть дальше

Водослив в виде маски льва. IV в. до н. э. Нино Самхарадзе (Грузия)

 
 

 

Культура и искусство: другие ресурсы
Администратор сайта:
kimmeria@kimmeria.com

 
 

- на главную -

 
 
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
 
     
  © 2011-2016 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)